20idei_media20
    26.08.2008 03:00
    Рубрика:

    Разработка аудита эффективности возможна сейчас только по методике Счетной палаты

    Пока для аудита эффективности есть только методика Счетной палаты

    Российский бизнес все чаще успокаивает мятежную душу, доверив независимым аудиторам свою финансовую отчетность. Кажется, это уже входит в привычку. О роли главного контролера расходования бюджетных средств - Счетной палаты РФ, говорит хотя бы тот страх, с которым чиновники ждут прихода аудиторов. И не зря. Например, по итогам прошлого года только по одному направлению - контролю расходов федерального бюджета на общегосударственные вопросы, выявлены финансовые нарушения на 2,7 миллиарда рублей, в том числе нецелевое использование средств бюджетной системы - 6,4 миллиона рублей.

    Понятно, что после проверок Счетной палаты нарушения устраняются, виновные привлекаются... Но вот парадокс: вроде и деньги выделяются и расходуются как надо, а результатов зачастую не видно. В том смысле, что эффективность этих расходов оставляет желать много лучшего. В развитых странах уже давно нашли средство против этой "болезни". Называется оно - аудит эффективности. В отличие от аудита правильности - подтверждения достоверности финансовой (бюджетной) отчетности, вскрытия нарушений или злоупотреблений в ее формировании, проверки законности и целевого использования средств, аудит эффективности ориентирован на систематическую оценку результативности использования ресурсов, а также поиск причин неэффективности и возможностей улучшения деятельности.

    Сравнительно недавно об этом заговорили и у нас. Например, в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах указывается на необходимость "разработки и внедрения системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов". Однако пока от деклараций и пожеланий мы никак не можем перейти к реальным действиям. Одна из причин - отсутствие системной и глубокой проработки вопроса. "Без правовой и методической базы попытки внедрить любой инновационный инструмент госуправления, в том числе и призывы шире использовать аудит эффективности, остаются магическими заклинаниями", - уверен Максим Николаев, директор департамента консультационных услуг государственному сектору компании ФБК.

    Изначально предполагалось, что введение аудита эффективности будет идти параллельно с реформой бюджетного процесса, в первую очередь с внедрением бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Согласно методологии БОР, проверяемые организации должны устанавливать в плановых документах количественно измеримые показатели непосредственных и конечных результатов. Отчетность о выполнении установленных показателей и достижении результатов деятельности составляет информационную базу для проведения аудита эффективности. Как показывает зарубежный опыт, аудит эффективности становится востребован именно тогда, когда внедрена система БОР, когда закон о бюджете представлен в структуре программ с заданными результатами использования бюджетных средств. Однако у нас пока даже внедрение БОР не доведено до логического завершения.

    "Многие процедуры аудита эффективности могут быть заимствованы из аудита правильности, но в целом разработка методологии довольно трудна. Все дело в том, что для сектора государственного управления неприменимы или малоприменимы понятные и универсальные критерии и показатели коммерческой деятельности (прибыль, рентабельность, капитализация и др.)", - считает Максим Николаев. Пока для аудита эффективности есть только методика Счетной палаты Российской Федерации. Однако, как утверждают эксперты, она далеко не безупречна для практического применения.

    И еще один немаловажный вопрос - кто должен заниматься аудитом эффективности, координировать и регулировать его развитие? Только Счетная палата и контрольно-счетные органы в регионах? Или также и другие органы государственного финансового контроля, службы внутреннего аудита в органах исполнительной власти и независимые аудиторы?

    К сожалению, пока вопросов больше, чем ответов. Но ясно одно: чтобы аудит эффективности занял надлежащее ему место в системе государственного финансового контроля и способствовал повышению качества госуправления, в том числе и в борьбе с коррупцией, необходима понятная нормативная основа. В особом внимании нуждается и развитие кадровой базы аудита эффективности, поскольку на всех уровнях государственного и муниципального управления катастрофически не хватает квалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями. Нужна система подготовки, переподготовки и сертификации государственных аудиторов. Без них эффективность государственного управления так и останется прекраснодушными мечтаниями.