26.08.2008 03:00
    Поделиться

    ФАС будет бороться с финансовыми пирамидами при помощи закона о рекламе

    Финансовые мошенники подпадают под нечестную рекламу

    Федеральная антимонопольная служба нашла способ борьбы с действующими финансовыми пирамидами. Оказалось, что подобные организации вполне можно привлечь к ответственности за нарушение закона о рекламе.

    Саратовская область, как и многие другие регионы страны, переживает новый всплеск финансового мошенничества. Только за последний год правоохранительные органы возбудили ряд уголовных дел в отношении организаций, собравших деньги у граждан под мифические проценты: "Гарант-кредит", "Золотая лига", "Улвес".

    В результате действий только одной из пирамид в Саратовской области появилось свыше полтысячи пострадавших, которые передали мошенникам более 50 миллионов рублей.

    Как объясняют в ГУВД области, мошенники чаще всего используют продолжающий действовать старый закон о кооперативах и с формальной точки зрения перед законом чисты. Возбудить уголовное дело можно только когда кто-то из граждан сочтет себя обманутым. Ну а происходит это чаще всего, когда счет вкладчиков, расставшихся со своими сбережениями, идет уже на сотни и тысячи. Мошенники изобретательны, и каждый раз они придумывают новые ходы, позволяющие околпачивать доверчивых соотечественников. Так, например, "Золотая лига" собирала средства для... инвестиций в золотодобывающую промышленность Перу, а интернациональный финансовый фонд "Улвес" обещал размещать средства граждан на Международной валютной бирже.

    Но как раз вот это-то вранье, делающее обещания мошенников соблазнительным, и является слабым звеном подобных контор.

    - Дело в том, что с 2006 года законодательство о рекламе претерпело серьезные изменения, теперь предусмотрен ряд ограничений, которые, как выяснилось во время наших проверок, систематически нарушаются, - говорит заместитель руководителя УФАС по Саратовской области Людмила Борисова.

    Например, в рекламе ООО "Финансовая инвестиционная компания "Экономический альянс" сообщалось, что она инвестирует средства клиентов в акции крупнейших российских компаний. При этом организация обещала выплачивать своим клиентам до 10 процентов доходной ставки в месяц. Сотрудники УФАС усмотрели в этом признаки нарушения закона. Дело в том, что статьей 28 федерального закона о рекламе запрещена публикация гарантий и обещаний будущей эффективности денежных вложений, если эта доходность не может быть определена на момент заключения договора. Между тем доходность акций определяется, как известно, лишь после того, как был завершен финансовый год. Стало быть, заранее обещать твердые проценты своим клиентам "Экономический альянс" просто не имел права.

    Недостоверной была сочтена и реклама кооператива "Жилье в кредит", в которой широко обыгрывалась строительная тематика. По закону реклама строительства жилья разрешена лишь определенному кругу организаций, которые заключают договора долевого строительства, жилищным, жилищно-строительным и жилищно-накопительным кооперативам. Между тем "Жилье в кредит" являлось потребительским ссудно-сберегательным кооперативом, то есть организацией, занимающейся приемом денежных средств у населения.

    В поле зрения антимонопольного ведомства попал и еще ряд организаций, собирающих деньги у саратовцев. Кооператив "Возрождение 63", принимающий деньги населения под высокие проценты, позиционировал себя не больше не меньше как партнер фонда... "Кремль" и лауреат премии "Опора честного бизнеса". Кроме того, коммерсанты обещали гражданам, которые передадут им денежные средства, участие в лотерее с крупными призами.

    Начавшееся наступление на сомнительные организации уже стало приносить свои плоды. В этом году впервые в Саратовской области один из ссудно-сберегательных кооперативов, едва открывшись, прекратил свою деятельность, причем еще и выплатил немногочисленным вкладчикам все причитавшиеся деньги.

    Поделиться