26.08.2008 03:52
    Поделиться

    Донские шахтеры переквалифицировались в пчеловодов

    Цены на мед в этом году выросли в два раза по сравнению с предыдущим. Специалисты прогнозируют приток в отрасль новых участников.

    Карпатские вместо кавказских

    Некоторые сельхозпредприятия ЮФО осознали выгоду, которую приносят пчелы (рост урожайности до 40 процентов), и сами приглашают владельцев пасек "на постой".

    - Раньше в колхозах Ростовской области план был 10-12 килограммов товарного меда с одной пчелосемьи в год, а на Алтае, в Татарии, Башкирии меньше 50 килограммов никто не собирал, - вспоминает председатель общественной организации "Союз пчеловодов Дона" Александр Железняков. - Когда же в этот сектор пришли частники, то они приложили все усилия, чтобы увеличить экономическую эффективность. Не последнюю роль сыграл тот факт, что на Дону в пасечников переквалифицировались грамотные, образованные люди - бывшие работники предприятий ВПК, шахтеры. После ликвидации предприятий и сокращения штатов люди стали искать применение своим знаниям и способностям, и оказалось, что они могут быть востребованы в пчеловодстве. Тем более что дело это выгодное.

    Чтобы увеличить рентабельность, местные пчеловоды стали вести кочевой образ жизни, тем самым продлевая период медосбора до 5-6 месяцев.

    - Пчеловоды Дона начинают качать мед с начала мая и заканчивают только в сентябре, - продолжает Железняков. - Куда только не ездят с пасеками - в Самарскую, Саратовскую области, на Кавказ. Осенью едут в районы Лоо, Лазаревской. В итоге в целом по России товарный мед качают раз в год, примерно до июня, а в Ростовской области - до четырех-пяти раз.

    Донские пчеловоды поменяли основную породу пчел - вместо кавказских стали заниматься карпатскими. Они менее прихотливы и более продуктивны: с одного улья теперь собирают по 100 килограммов меда и даже больше.

    Хорошим подспорьем для отрасли стало увеличение клина подсолнечника.

    - Собственники полей даже стали приглашать нас на опыление, - говорит Александр Железняков. - За границей подобная практика существует давно, там с пчеловодом посреднические фирмы заключают договоры и возят его пасеку по всему штату - на опыление. А он за это получает вознаграждение. У нас до этого еще не дошло, с растениеводами нас связывают "джентльменские" соглашения.

    Один в поле

    - Мед сам по себе приносит хорошую прибыль и не требует больших финансовых вложений, - считает Александр Железняков. - Годовой доход успешных пчеловодов составляет 300-500 тысяч рублей, при том что большую часть времени на пасеке занят один человек. Помощники привлекаются для выполнения каких-то сезонных работ.

    У пасечников проблем хватает. До сих пор не принят федеральный закон о пчеловодстве. Нет и региональных нормативных актов в Ростовской области, хотя проект закона готов и передан в Законодательное собрание.

    По мнению экспертов, принятие такого документа даст новый толчок развитию отрасли. Нередко возникают ситуации, когда граждане обращаются в суд, чтобы тот запретил их соседям держать пасеку. Дескать, они боятся жить поблизости с роем пчел. Но никаких правил насчет этого в стране нет, поэтому нет и единой судебной практики. Один суд запрещает, другой - отказывает в удовлетворении требований.

    Годовая прибыль успешного пчеловода составляет 500 тысяч рублей, при том что большую часть времени на пасеке занят всего один человек

    Не решен вопрос с регистрацией фургонов, которые перевозят ульи. Есть трудности со сбытом. В торговой сети донской мед не встретишь. Слишком уж кабальные условия, на взгляд пчеловодов, предъявляют торговые предприятия. Дары крылатых тружениц продаются на продовольственных рынках или сдаются на крупные предприятия переработки в соседних регионах. В фасованном виде на реализацию попадает не более 5-10 процентов от общего объема произведенной продукции. В ближайшее время в центральной части и на севере Ростовской области планируется запустить линии по фасовке меда. И тогда отрасль выйдет на качественно новый уровень.

    Реклама не помешает

    Для успешного развития отрасли необходима хорошая рекламная кампания. Ведь в стране утрачена традиция употребления меда. По медицинским нормам человек должен съедать в год пять килограммов меда, а у нас на душу населения приходится всего 420 граммов.

    Между тем, если исключить из рациона сахар и есть по 60-100 граммов меда в день, то всего за год вы почувствуете, как улучшится ваше самочувствие.

    В апреле этого года депутаты Законодательного собрания Кубани внесли изменения в краевой закон о пчеловодстве, принятый несколько лет назад. Кубань стала одним из первых регионов, где был разработан такой документ. По словам доцента кафедры зоологии беспозвоночных и энтомологии КГУ Ларисы Моревой, закон о пчеловодстве призван остановить резкое сокращение количества пасек, которое наблюдается в последние годы. Кроме того, численность пчелиных семей напрямую влияет на плодоношение таких важных сельскохозяйственных культур, как подсолнечник, рапс, гречиха. Стоимость дополнительного урожая, ежегодно получаемого благодаря опылению пчелами, превосходит стоимость прямой продукции пчеловодства более чем в сто раз. Неизменную ценность представляют мед и другие пчелопродукты, которые, по мнению специалистов, нужно широко применять в общественном питании и медицине.

    - Природные условия Кубани едва ли не самые благоприятные в стране для содержания пасек, получения десятков видов меда, а также пчелиного яда, воска, молочка, прополиса, - считает председатель комитета заксобрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Иван Петренко. - Необходимы лишь государственное внимание к отрасли и поддержка хотя бы на первых этапах ее возрождения.

    Более четверти века Краснодарский край занимал лидирующие позиции в пчеловодстве. В советские времена на Кубани насчитывалось до миллиона пчелосемей, каждый сезон продавалось до 500 тысяч пчелопакетов, край был основным регионом по производству меда (около 10 тысяч тонн в сезон) и биологически активных продуктов пчеловодства. По данным статистики, сегодня в специализированных предприятиях края осталось лишь около 40 тысяч пчелосемей. В прошлом году ими произведено не более 30 тонн меда. Менее 50 тонн добавили к этому объему фермерские хозяйства. Остальную часть продукции производят частники. Достоверной информации по ним нет, так как до недавнего момента пчеловодством на государственном уровне практически никто не занимался. Ситуация такова: основное производство сконцентрировано в частном секторе. На частных пасеках имеются сильные пчелиные семьи, но из-за отсутствия материальной заинтересованности предприниматели редко ведут выездные работы в Краснодарском крае, выезжая на медосбор в Ростовскую область.

    Союз пчеловодов России разработал и реализует федеральную программу возрождения и развития пчеловодства. Одним из ее основных направлений является создание в стране индустрии переработки пчелопродуктов собственного производства и собственной сети реализации, что должно послужить источником ресурсов для дальнейшего развития пчеловодства, независимо от отношения к отрасли со стороны государства. Мировой опыт подтверждает: производить и перерабатывать продукты пчеловодства - очень прибыльный бизнес.

    Прямая речь

    Арнольд Бутов, президент Российского национального союза пчеловодов:

    - Опыление сельскохозяйственных культур пчелами на территории России сегодня могло бы обеспечить прибавку урожая на миллиард рублей в год. Стоимость продукции растениеводства, получаемой благодаря опылению, намного превышает стоимость меда, воска и других пчелопродуктов. Например, в США - в 106 раз, в Италии - в 67, в России только в 10-12 раз. Развитие пчеловодства внесет существенный вклад в выполнение важной национальной программы - обеспечение населения продуктами здорового питания. За последние 10 лет в стране выросло количество пчелосемей, увеличилась продуктивность и качество производимого меда. Но все это происходило в основном за счет частного сектора, на долю которого приходится до 95 процентов производимого меда и который не получает никакой поддержки от государства. Огромная медоносная база России при пристальном внимании властей могла бы дать развитому пчеловодству возможность увеличить количество пчелосемей в пять-десять и более раз, а производство меда - до миллиона тонн в год.

    Владимир Чернов, начальник отдела животноводства и рыболовства министерства сельского хозяйства Ставропольского края:

    - На начало года в крае имелось 167 тысяч пчелиных семей. Владельцы пасек - в основном хозяева личных подворий, хотя раньше пчелами занимались и колхозы. Дело это хлопотное, вот и отказались от пчел. А зря. Мед на рынке подорожал. За килограмм просят 350 и более рублей.

    Урожай нынешнего года будет меньше обычного. Весна была холодной. Сады цвели, а пчел на цветах не было. Так что майского меда взяли мало. А вот сбор с разнотравья, а потом и с подсолнечника пошел нормально. Можно надеяться, что итоговый результат будет не хуже прошлогоднего. Кстати, тогда каждая пчелиная семья собрала по 18,8 килограмма меда.

    Что нужно сделать для улучшения ситуации в пчеловодстве? Вернуть утраченные позиции племенным заводам. Правда, генофонд пчел карпатской породы удалось сохранить. Кадры пчеловодов тоже целы, так что база есть. Кстати, в этом году краевой думой был принят закон "О пчеловодстве". Он необходим прежде всего для восстановления многостороннего сотрудничества пчеловодов посредством нормативных, тарифных документов, регламентирующих рыночные отношения в пчеловодстве.

    У нас есть примеры, когда некоторые ретивые хозяева требуют с пчеловодов плату за сбор меда. Новый закон эти противоречия устранит. И, конечно же, отрасли необходима бюджетная поддержка.

    Следует подумать о создании бренда ставропольского меда. В Башкирии он есть, а почему у нас нет? Словом, пчеловодам надо помогать. Резервы у отрасли имеются. Будем заниматься отраслью - будем с медом.

    Поделиться