Первый вице-премьер России Виктор Зубков, находясь в Астрахани, объявил о скором акционировании госпредприятий, занимающихся разведением рыбной молоди.
На совещании в Астрахани прозвучала мысль, что акционирование шести осетровых рыбоводных заводов поможет сделать их работу более эффективной, а значит, и повысить зарплаты рабочим, которые сегодня получают в среднем по 2,5 тысячи рублей.
Кроме того, пока содержать много бассейнов, соблюдать дорогостоящую процедуру очистки воды могут далеко не все астраханские рыбзаводы.
- Наша заявка на госфинансирование в этом году удовлетворена лишь на 50 процентов. Боюсь, нам свет скоро отключат. На дворе август, а мы уже выбрали проплаченный лимит на электроэнергию, - рассказала корреспонденту "РГ" рыбовод Житнинского осетрового рыбоводного завода Алтынай Сугралиева.
Рыбоводные заводы государство финансирует исходя из себестоимости одного малька - 2,7 рубля. Рыбоводы утверждают, что фактические затраты на получение одной личинки и доращивание ее до требуемого веса превышает этот тариф на 50 копеек.
Возможно, расходы выросли потому, что икру теперь берут от собственных маточных стад - белуг и осетров. На этих взрослых рыб затраты самые большие.
Впрочем, работа рыбозаводчиков не радует ни заработком, ни результатом. В этом году один из осетровых заводов должен был выпустить 6,5 миллиона штук осетровой молоди, но план выполнил лишь на треть.
Руководство Житнинского завода уже несколько лет просит у Минфина и Госкомрыболовства выдать генеральное разрешение на ведение внебюджетной деятельности, например, на выращивание для реализации растительноядных рыб. Иначе не выжить.
Да и пруды зарастают зря. Из 130 гектаров выростных площадей рыбопитомника занято не более четверти. Три месяца в году - с мая по август - в них нагуливается молодь, остальное время пруды пустуют. Рыбоводы хотели бы заняться параллельно товарным рыбоводством, но сейчас они связаны по рукам уставом, который запрещает любую коммерческую деятельность и вообще какую-либо деятельность, не связанную с воспроизводством ценных видов рыб для зарыбления Каспия. А ведь был у завода когда-то, недолго, правда, спецсчет, на который поступали деньги от реализации отработанных производителей, и этими средствами заводчане распоряжались на свое усмотрение. Но два года назад соответствующее разрешение было отозвано. Теперь все мало-мальские доходы заводов идут в бюджет.
Впрочем, к акционированию, которое призвано расширить спектр деятельности заводов, облегчить их финансовое бремя, астраханские рыбоводы относятся неоднозначно. Единственное, что известно о предстоящем акционировании, - то, что оно будет проводиться с сохранением за государством контрольного пакета акций (51 процент), на оставшуюся долю планируется привлекать инвесторов. Но поскольку в детали будущих преобразований непосредственных исполнителей на местах никто не посвящал, люди боятся, как бы некоторые заводы на этой волне вообще не закрыли.
- Неопределенность всегда пугает, - поясняет Алтынай Сугралиева. - Ведь перед акционированием проведут экспертизу, инвентаризацию, а нашим цехам на будущий год 30 лет исполнится. Как бы все с молотка не ушло, если завод сочтут бесперспективным.
За людей переживаем - работать нам больше негде.
Между тем
Для того чтобы не произошло перекоса в другую сторону, когда заводы забросят воспроизводство и примутся выращивать осетров для сбыта на потребительском рынке, федеральное правительство приняло пятилетнюю программу с финансовой подпиткой в 63 миллиарда рублей. Цель - не полагаться полностью на инвесторов, которые будут диктовать свои условия, а повысить финансовую обеспеченность государственных заказов на воспроизводство. Об этом также на прошедшем в Астрахани заседании правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса страны объявил председательствующий на заседании первый вице-премьер России Виктор Зубков.