В Южно-Сахалинске собираются разделить начальную и среднюю школу

Сегодня в Южно-Сахалинске проходят совещания и заседания методических объединений педагогов.

А завтра педагогическая общественность областного центра соберется на пленарное заседание, чтобы определить стратегию развития системы образования городского округа на ближайший учебный год. Одно из направлений - отделение младших школьников от старших.

Демографические сюрпризы

- С улучшением демографической ситуации мы должны четко выбрать ориентиры в развитии дошкольной системы образования. Ежегодно число родившихся детей в городе увеличивается приблизительно на 150-200 человек. Это потребует и дополнительных мест в детских садах. Значит, мы должны четко поставить задачу - дошкольные учреждения надо строить, - рассказал корреспонденту "Российской газеты"  Игорь Тарасенко, начальник департамента образования городского округа "Южно-Сахалинск".

По перспективным прогнозам, чтобы южносахалинцы, имеющие детей в возрасте от 3 до 7 лет, могли без проблем устроить своих отпрысков в детские сады, до 2020 года необходимо построить в городе и его планировочных районах как минимум семь дошкольных учреждений.

Следующая задача в дошкольном образовании - перестроить работу детских садов так, чтобы она не сводилась только к присмотру за детьми.

Новый подход к организации образования позволит более рационально использовать педагогические кадры

- Пора приступать к применению инновационных технологий в дошкольном образовании. Появились материальные ресурсы, которые дают возможность усиливать их учебную, развивающую среду, - считает Игорь Тарасенко. - Уже на предстоящий учебный год ставится задача - принять в дошкольные учреждения всех детей в возрасте 5-7 лет, чтобы подготовить их к обучению в школе. Одна из проблем, которую необходимо решить для осуществления этого замысла, - кадровая. Хотя в притоке молодых специалистов в систему образования и наметилась положительная тенденция, недостаток кадров по-прежнему ощущается очень остро.

Школы разные нужны

В новом учебном году ожидается передислокация в школьной системе Южно-Сахалинска. В отремонтированное здание бывшей школы № 10 переедет начальная школа, размещавшаяся ранее в здании детского сада. К радости родителей дошкольников, в распоряжении города появится еще один детский сад. Есть уверенность и в том, что останутся довольны и те горожане, чьи дети пойдут в новую и пока единственную в областном центре начальную школу. Желание отдать своих детей именно в эту школу уже изъявили многие. Возможно, одна из причин популярности этого учебного заведения в том, что в нем соберут только учеников младших классов.

- Когда мы в каждой школе стремимся создать условия для обучения детей от первого до одиннадцатого класса, происходит распыление ресурсов, - говорит Игорь Тарасенко.
По его мнению, отделение начальной школы от средней позволит избежать и некоторых проблем, возникающих в результате общения малышей со старшеклассниками.
Похоже, созданием в городе одной начальной школы дело не ограничится.

- В расположенных рядом школах № 21 и № 22 значительно разнится число учащихся. В одной оно составляет 700 человек, в другой - 1200. Это говорит о том, что имидж одной из школ привлекательнее, и, скорее всего,  именно ее предпочитают учащиеся, нацеленные на поступление в вуз. Так не лучше ли одну из них сделать школой начального звена? Тогда во второй можно будет сконцентрировать педагогические кадры, материальные средства и ресурсы для старших школьников, - высказал предложение начальник городского департамента образования.

В идеале на территории каждого учебно-территориального округа должны быть представлены школы как минимум четырех уровней: начальные, основные, средние и повышенного типа. Кроме того, школы должны быть ориентированы на профильное образование.

Выполнение новых задач немыслимо без переподготовки управляющих и педагогических кадров. Необходима жесткая специализация руководителей в сфере образования и педагогов. Поэтому в настоящее время в городском департаменте образования идет работа по подготовке цикла семинаров для работников школ.

После уроков

Изменения ожидают и  систему дополнительного образования Южно-Сахалинска. Сегодня она представлена всего двумя учреждениями - Дворцом детского и юношеского творчества и Центром детско-юношеского туризма, и этого явно недостаточно. Количество детей, желающих заниматься дополнительно, с каждым годом возрастает, а возможности учреждений дополнительного образования ограничены. Для решения проблемы предполагается создать сеть филиалов этих учреждений на базе школ. После уроков ученики смогут найти занятия по интересам, не выходя из школьного здания - педагоги проведут дополнительные занятия прямо здесь.

Как подчеркнул Игорь Тарасенко, реализация этого направления тесно связана с созданием начальных школ. Именно в таких школах будет сделан упор на развитие дополнительного образования. А в средних школах планируется больше внимания уделить связям с вузами и техникумами. Возможно, спецкурсы, прочитанные преподавателями профессиональных учебных заведений, помогут старшеклассникам подготовиться к встрече с вузами.

Комментарий

Наталья Мурашова, заместитель начальника департамента образования Сахалинской области:

- Итоги августовских конференций будут проанализированы и обобщены на заседании коллегии областного департамента образования, которая состоится 10-11 сентября. Его участники определят задачи на новый учебный год для системы образования области в целом.

Как правило, большие педсоветы проходят в два этапа. На первом этапе рассматриваются результаты экзаменов, применения различных методик. Затем все это обобщается, делаются выводы и намечаются направления работы на новый учебный год. Так или иначе, в каждом из районов затрагиваются вопросы реализации приоритетного национального проекта "Образование", проблемы качества обучения. Принимающие участие в районных конференциях представители областного департамента образования доводят до сведения педагогической общественности информацию о решениях, принятых на областном уровне.