Новости

26.08.2008 03:00
Рубрика: Власть

Приговор в одном окне

Помогать гражданам в судах будут консультанты, психологи и медсестры

"Иски по Интернету, быстро, удобно, справедливо" - такие объявления в будущем вполне могут появиться в приемных дворцов правосудия. А пока электронные технологии не зашли так далеко, канцелярии судов решено перестроить на режим одного окна.

Как сообщили корреспонденту "РГ" в Совете судей, сейчас началась разработка типового положения о приемных в судах. В идеале гражданину не придется толкаться в очередях или ломать голову над заполнением документов. Все должно быть вежливо, разумно и быстро. По крайней мере - такие задачи ставят перед собой разработчики положения.

- Сейчас по решению президиума Совета судей создана рабочая группа, которая работает над соответствующим документом. Надо избавить человека от утомительного хождения по кабинетам: он должен прийти, спокойно, без очереди получить в одном месте всю необходимую информацию: где слушается дело, куда подавать документы, увидеть образцы заявлений и так далее, - сообщили корреспонденту "РГ" в Судебном департаменте при Верховном суде РФ.

В перспективе заявления в суд можно будет приносить даже в электронной форме. Сейчас в районных судах Челябинской области начался эксперимент по внедрению электронного документооборота. В судах создадут автоматизированные реестры, регистрирующие все значимые события по делу. Контролировать технический ход процесса смогут не только работники аппарата суда, но и участники процесса. В перспективе реестр будет доступен через Интернет.

В ближайшее время подобные проекты стартуют еще в нескольких регионах - в Архангельской, Брянской, Владимирской и Калининградской областях и Санкт-Петербурге. Пока закон не разрешает подавать жалобы в электронном виде, но все идет к тому. При этом у гражданина в любом случае останется выбор: посылать жалобу по Интернету, приносить на дискете или подавать на бумаге. Кому как удобней.

Не исключено, что принимать граждан в приемной будут не только сотрудники канцелярий, но и специальные консультанты. Сейчас обсуждается, будут ли это помощники судей или введут другие дополнительные должности. Задача этих людей - дать консультацию. Нет, подменять адвоката и составлять жалобы они не будут. Но подсказать реквизиты по оплате госпошлины, помочь написать так называемую шапку, рассказать какие-то технические вещи -пожалуйста.

Одна из первых подобных приемных открылась еще в 2001 году - в Иркутске, в Октябрьском районном суде. До этого, как рассказывают старожилы, люди стояли ночами в очереди и жгли костры. Теперь приемная решает все вопросы гораздо быстрее. Очереди исчезли. За неделю суд принимает 100-120 заявлений. Аналогичные приемные созданы в Калужском районном и Челябинском областном судах.

Несколько лет это были единичные примеры. Но сейчас планы создания таких приемных в районных судах записаны в федеральной программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы. Многие регионы сегодня экспериментирует и ищут свои пути.

Например, в Ульяновском областном суде буквально на днях открылось информационно-справочное бюро, где все желающие смогут узнать результаты рассмотрения судебных дел и жалоб, как продвигаются дела и материалы в инстанциях областного суда. Там же примут жалобы и окажут помощь в их оформлении.

Многие суды вывешивают график рассмотрения дел и на официальных сайтах, так что гражданам не надо ни звонить, ни ходить, чтобы узнать дату следующего заседания. Достаточно кликнуть в Интернете. Совет судей уже утвердил методические рекомендации по формированию и размещению информации о деятельности судов общей юрисдикции на официальных сайтах. Люди в мантиях получили указания, какие решения можно публиковать в открытом доступе, какие нет и что вообще должно быть на сайте суда.

А в Судебном департаменте предлагают расширить список добрых дел для граждан. Например, разрабатывается проект введения в судах института психологов. Они помогут гражданам подготовиться к выступлению, собраться с мыслями и просто успокоиться. Кроме того, во многих судах появятся медицинские кабинеты.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Гусев, генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ

Подготовлен ряд предложений в рамках реализации законопроекта "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в РФ", который уже прошел первое чтение в Госдуме.

Правосудие должно быть максимально открытым и доступным. В это понятие входят и бытовые вещи, как столовые, парковки, туалеты для посетителей. Мы стараемся, чтобы подобные проблемы были решены. Все новые проекты судебных зданий это предусматривают. Сейчас устанавливаются пандусы для инвалидов в зданиях судов. А в судах областного, краевого и республиканского звена появятся медицинские кабинеты с дежурными медсестрами.

Предлагается, в частности, создать в судах приемные для граждан, где посетители смогут получать всю необходимую информацию. В каждом суде появятся также электронные информационные киоски. Всего предполагается установить в судах общей юрисдикции более 2500 информационных терминалов.

Власть Работа власти Судебная система