Сотни бежавших из Южной Осетии людей столкнулись с одной и той же проблемой: после бомбардировок и взрывов их мучают головные боли и общее недомогание, они потеряли сон и не могут выйти из депрессии. Врач-остеопат Владислав Дзарахохов помог уже многим из них и для этого не понадобились ни дорогие медикаменты, ни современное оборудование.
- Последствие минно-взрывной травмы у людей - психосоматические нарушения, - рассказывает Дзарахохов. - Повреждений ткани или кости при этом нет, но барабанные перепонки у тех, кто был вблизи взрыва, всегда страдают. Исправить можно остеопатическими процедурами, более мягкими, чем мануальная терапия.
Как оказалось, гораздо сильнее взрослых от последствий контузии страдают малыши. Груднички не спят ночами, будя родителей непрерывным плачем, дети постарше жалуются на головные боли, страхи и подавленность. Но обнаруженные психосоматические нарушения исправляются за несколько сеансов остеопатии. Уже после первого у больного улучшается сон, а после пяти-шести он полностью восстанавливается.
Двухмесячный Артур Тедеев из Цхинвала родился беспокойным мальчиком, но после бомбардировки его города родители просто забыли, что такое спокойный сон. Малыш спал по 15-20 минут, не больше. Все остальное время он непрерывно плакал, терял в весе, срыгивая съеденное.
- Выбирались из Цхинвала непросто, прячась от грузинских солдат. Артур все время плакал. Ушки ему закладывали ваткой с борным спиртом. Думали - просто продуло в дороге, - рассказывает бабушка Артура Ксения Тедеева.
Первоначальный диагноз не подтвердился, ушки малыша были здоровыми, но он продолжал надрывно плакать днем и ночью. На счастье мамы и бабушки (отец Артура остался в Южной Осетии в составе миротворческих сил) во владикавказском дет ском центре "Доброе сердце" Дзарахохов проводил осмотр прибывших из Цхинвала детей.
- Проводим ручную остеопатическую коррекцию, так называемую протяжку костей черепа. Находим асимметрию черепа и вручную исправляем ее, - поясняет Владислав все свои манипуляции с Артуром. Процедуры выглядят на первый взгляд несложными: врач просто держит малыша на руках, поддерживая его под спинку и под голову и все время разговаривая с ним - вербальный контакт помогает невербальному воздействию. В это время пальцы врача непрерывно массируют определенные точки на затылке и на спине мальчика, отвечающие за кровоснабжение мозга.
- Понадобится еще несколько сеансов, сон еще нестабилен, - констатирует врач после того, как малыш уснул в процессе процедур. - Обратите внимание, как Артур смог расслабиться. Недавно мне пришлось оказывать помощь пожилой женщине с аналогичным диагнозом - головные боли, плохой сон, подавленность. Она после первого же сеанса смогла улыбаться, а через два-три - нормально спала.
Строго говоря, работа Владислава - чистой воды самодеятельность. В "Доброе сердце", где сейчас находятся дети-беженцы, он ездит по своей инициативе и совершенно безвозмездно. Официальная медицина к экспериментам Дзарахохова относится сдержанно: прежде чем признать какую-либо из новых методик, нужно долго и тщательно проверять ее безопасность. Эффективность остеопатического лечения в каждом конкретном случае не оспаривается, но добиться того, чтобы в обязательном порядке такую помощь оказывали каждому пережившему бомбардировку и контузию, пока не удается.