Сергей Лавров, министр иностранных дел России:
- У нас есть обращения президентов Абхазии и Южной Осетии, указ президента, что предполагает военную помощь и военное сотрудничество. Соответствующие договоренности будут оформлены по итогам переговоров, которые не займут много времени. Что касается санкций в отношении России, то этот метод полностью дискредитировал себя в мировой политике.
Никогда никто с помощью санкций своих политических целей не достигал. Не могу и не хочу гадать, что могут наши оппоненты вменить нам в качестве предлога для санкций. Россия - самодостаточная страна, и попытки затормозить наши амбициозные планы, реализация которых крайне важна для социально-экономического развития государства, не принесут результатов. Хотя кому-то наверняка очень бы хотелось использовать провокацию типа агрессии Грузии.
Если руководствоваться фактами, а не чьими-то намерениями, то Россия сделала единственно возможный шаг с точки зрения права, истории и морали. Мы понимали, что как осетины, так и абхазы жили в составе Грузии только в рамках другого, более крупного государства - будь то царская Россия или Советский Союз.
Кроме того, Грузия, выходя из состава Советского Союза, грубо нарушила закон о выходе, так как автономные республики согласно этому закону имели право выбирать себе статус - остаются ли они в стране, которая выходит из состава СССР, и в каком статусе, или нет. Но грузинское руководство тогда не позволило им это сделать.
Уверен, что если бы все члены мирового сообщества руководствовались фактами, которые излагались Россией, то признание Абхазии и Южной Осетии получило бы очень широкое распространение.
К сожалению, в мире продолжают действовать правила, которые заставляют некоторые страны не вполне самостоятельно принимать внешнеполитические решения, руководствуясь своими конъюнктурными соображениями, связанными с давлением, которое на них оказывается.
Я имею в виду сильных мира сего в Западном полушарии. Мы хотим, чтобы наши союзники принимали решения сами, взвешивая ценность отношений с Россией и учитывая собственные интересы. Мы считаем, что союзники должны быть союзниками, но выкручивать им руки - не в нашей политической культуре.
Дмитрий Рогозин, Постоянный представитель России при НАТО:
- От нас никто не дождется политики битья посуды, горшков. Мы прагматики. Но не советую нашим коллегам в НАТО ставить под сомнение в целом наше взаимодействие в борьбе с терроризмом и распространением оружия массового поражения.
С учетом игнорирования руководством альянса важной миротворческой роли России на Кавказе и в свете югоосетинских событий мы считаем целесообразным по крайней мере на полгода заморозить миротворческое направление в отношениях между Россией и НАТО. В то же время Россия считает преждевременным отказываться от сотрудничества с альянсом в Афганистане. Позиция руководства России состоит в том, что Афганистан - общая проблема. Россия также считает необходимым сохранить сотрудничество с НАТО в сфере подготовки афганских наркополицейских на базе МВД России.
Если НАТО начнет бить горшки, то мы добавим пункты к списку, который уже сформирован. А то, что мы решили сохранить в отношениях с НАТО, я уже сказал. Мы пока не видим необходимости и возможности направления в Брюссель главного военного представителя РФ. На эту должность планировался генерал армии, бывший командующий сухопутными войсками Алексей Маслов.
Считаем необходимым сохранить участие России в Совете Евроатлантического партнерства. Там принимают участие не 26 натовских стран и Россия, а нейтральные государства, также аккредитованные при альянсе. И там идут дискуссии. Мы считаем возможным сохранить наше присутствие. Будем использовать возможности Совета Евроатлантического партнерства для поиска каких-то развязок.