Мурманский порт будет отстроен практически заново. Об этом заявил на заседании президиума правительства РФ вице-премьер Сергей Иванов.
В Кольском заливе предполагается создать круглогодичный глубоководный морской хаб по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, который будет интегрирован в международный транспортный коридор "Север - Юг".
Средства на реализацию этих планов поступят из федерального бюджета, бюджета Мурманской области, а также от частных инвесторов.
В границах транспортного узла появятся пять объектов государственной собственности. Это контейнерный и дистрибуционный терминалы, логистический центр, автомобильные и железнодорожные дороги, ведущие к портовым сооружениям на восточном берегу Кольского залива, а также железнодорожная ветка "Выходной - Лавна".
Сейчас в рамках этих проектов необходимо провести геологические и геодезические изыскания на месте будущих построек. В 2008 году на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 300 миллионов рублей. Всего же стоимость проектирования оценивается в 900 миллионов.
Что касается частных инвесторов, то они серьезно опередили государственные структуры. Одни компании уже вышли на стадию создания рабочего проекта, другие сделают это в ближайшие дни. За счет частных инвестиций планируется построить новые нефтяной и угольный терминалы на пустующем сейчас восточном берегу Кольского залива. Впрочем, инвесторы заявили, что готовы синхронизировать свою работу с федеральными структурами, чтобы всем "прийти к финишу" одновременно.
Первой ласточкой в реализации проекта создания принципиально нового хаба можно считать строительство станции разгрузки вагонов и транспортно-конвейерной системы, которое началось в морском торговом порту. Проект оценивается почти в два миллиарда рублей. Завершить работы планируется в 2010 году.
Обработка железнодорожных вагонов на новой станции не только обеспечит их сохранность, но и сократит время выгрузки и повысит грузооборот порта.
Кроме того, реализация проекта поможет решить и серьезные экологические проблемы. Так, за счет применения современной технологии снизится уровень выбросов угольной пыли в атмосферу в три раза. А строительство очистных сооружений поднимет качество сточных вод на уровень, соответствующий требованиям к рыбохозяйственным водоемам.
Инвестиции в развитие Мурманского транспортного узла составят более трехсот миллиардов рублей. В результате грузооборот порта вырастет с нынешних 24,7 миллионов тонн в год до 79. Развитие Мурманского порта учитывается и в еще одном крупном транспортном проекте - "Белкомур", который предусматривает строительство магистрали по маршруту "Архангельск - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь".
Эксперты отмечают, что Мурманский транспортный узел является системообразующим и имеет большое значение для товаропроводящих сетей России.