Считанные дни остаются до начала нового учебного года. Как готовятся к нему уральские школяры и их родители?
Прежде всего, они сегодня - активные покупатели. Чего только не предлагает им торговля, вплоть до старых портфелей и вышедших из моды тетрадок, карандашей и линеек. Продавцы ретро-товаров просят сущие копейки: портфель выпуска 90-х годов прошлого века - 45 рублей, "немодный" карандаш - три.
- Когда дочь в 1998 году закончила школу, осталось много нетронутого канцелярского добра, - рассказывает продавщица устаревших дневников Тамара. - Долго это все пылилось на антресолях, а потом решила продавать знакомым по символической цене. Они подключили своих знакомых, и сейчас бизнес процветает.
На дефицит клиентов доморощенные предприниматели не жалуются: малоимущим родителям удается снарядить дитя в школу вчетверо дешевле, чем более обеспеченным горожанам.
Тем временем школьные базары - а их в столице Урала порядка 80 - работают вовсю. Как сообщили "РГ" в комитете по товарному рынку Екатеринбурга, цены на школьные товары почти не изменились с прошлого года, лишь за счет инфляции поднялись на пять процентов. Чтобы отправить первоклашку на штурм знаний, требуется полторы тысячи рублей. Стоимость одежды варьируется от двух до пяти тысяч рублей. Кстати, говоря об одежде, стоит припомнить и проблему школьной формы - для родителей и школьных администраций это всегда головная боль. Впрочем, сейчас большинство решает этот вопрос загодя: мамы и папы, ратующие за корпоративный дух, еще летом заказывают большие партии в ателье - там и дешевле выйдет форма, и мерку подберут под каждого ребенка индивидуально. А в некоторых школах форма не стоит родителям ни копейки - затраты на нее вот уже пять лет оплачивает попечитель.
Специалисты отмечают: очень большим спросом в этом году пользуются товары, созданные специально для левшей, тетради в твердом переплете и со сменными блоками, а также ортопедические рюкзаки - они подороже обычных ранцев, которые стоят в среднем 600 рублей, зато сохранят прямую осанку.
Менеджеры выставочных центров и специально организованных школьных базаров втихомолку жалуются: конкуренция в этой сфере большая. Многим книжным магазинам и канцелярским лавкам уже неудобно выезжать "на гастроли", и они устраивают свои торги. Покупатели такой тенденции рады: нет смысла ехать через весь город, если полностью снарядить ребенка в школу можно в магазине за углом.
Однако проблемы малоимущих семей школьные базары не решают. Третий год по инициативе областного МУГИСО проходит акция "Собери ребенка в школу!". Чиновники дарят детям из бедных семей Дегтярска, Среднеуральска и Полевского красочные портфели, наполненные всем необходимым для первоклассника.
- Местные школы составляют для нас примерный перечень таких семей. В этом году их более 120. Финансируется акция за счет личных средств работников министерства, больше всего собираем взносов с министра и замминистров. Закупаем канцелярские товары в "оптовке" на Уралмаше. А когда в министерстве прошло обновление оргтехники, старые компьютеры отдали в школы Полевского и поселка Зюзелка, - рассказали в пресс-службе МУГИСО.
- Отдельная проблема для родителей - требования к поступающим в так называемые статусные школы, лицеи и гимназии, - считает Андрей Шеломенцев, заведующий отделом развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН. - Из-за смешного финансирования многие такие учреждения вынуждены искусственно завышать планку, чтобы подготовить ребенка. Включают в подготовительную программу предметы, которым не обучают в школе. Если в течение двух лет не платить за такую подготовку 20-30 тысяч рублей в год, ребенка могут не принять в престижную альма-матер. Хотя в обычных средних школах говорят: отведите ребенка в спортивные и оздоровительные секции, а уж читать, считать и писать мы его научим!
Между тем новый учебный год - головная боль отнюдь не только для родителей. Несмотря на то, что финансирование общеобразовательных учреждений растет из года в год, большинству школ еще далеко до блестящего оснащения.
С одной стороны, официальная статистика вроде бы радует. По данным областного министерства общего и профессионального образования, финансирование на подготовку школ к новому учебному году выросло вдвое. Но все-таки средств не хватает.
- В минувшем учебном году была острая необходимость в художественной литературе - только благодаря родительскому комитету пополнили фонды, - рассказывает директор 30-й школы Екатеринбурга Ольга Дудочкина. - Не без помощи родителей оснастили и кабинет биологии.
Особая проблема - безопасность школ. По словам Ольги Дудочкиной, их школа не смогла позволить себе платную охрану.
- Мы сделали анализ платежеспособности родителей. Оказалось, 56 процентов из них - матери-одиночки. На охранника ЧОПа с ребят пришлось бы собирать по 100-150 рублей в месяц - оказалось, даже это не всем по карману.
А в целом по области кнопки тревожной сигнализации имеет лишь 61 процент школ. Зато, по информации областного штаба МЧС, 98 процентов школ имеют системы противопожарной автоматики. Год назад было 94,7 процента, а в 2006 году - 54.
Вместе с маленькими екатеринбуржцами первого сентября в школу пойдут более полутора тысяч детишек трудовых мигрантов, работающих в городе и области. Учиться они будут вместе со всеми остальными школьниками по одной и той же учебной программе. Но подготовительная программа для них отдельная, с особой методикой изучения русского языка и культуры.
А самая насущная проблема, по признанию чиновников, связана с содержанием образования.
- С 2009 года будет введен единый государственный экзамен как новая форма итоговой аттестации, - рассказали корреспонденту "РГ" в областном министерстве образования. - Разработка нормативных документов ведется на федеральном уровне. Скорее всего, для нынешних выпускных классов это будет единственная форма итоговой аттестации. Хотя не исключено, что выпускники коррекционных школ будут сдавать традиционные экзамены. Но возникает парадокс. Введение ЕГЭ, несомненно, потребует новых образовательных программ и формализации образовательного процесса, что противоречит современным тенденциям образования. Именно поэтому ЕГЭ не был принят безоговорочно. Но подготовка к этому в Свердловской области ведется с 2000 года, и педагоги достаточно давно уделяют особое внимание тестовым технологиям. Главное - вызвать у ребенка интерес к предмету, тогда все проблемы решаемы, - итожат специалисты.
Евгения Умникова, начальник управления образования Екатеринбурга:
- В близящемся учебном году планируется новая система оплаты труда педагогов. Если раньше труд учителя оплачивался, исходя из количества учебных часов, то теперь заработная плата будет состоять из двух частей: базовой и стимулирующей. Вторая будет зависеть от общей оценки его работы - дирекцией школы, отделами образования, родительским комитетом. Критерии спешно разрабатываются.