Балетная труппа Челябинского театра оперы и балета репетирует первую премьеру в предстоящем сезоне. Спектакль обещает стать событием года: худрук балета из Большого театра приехал в Челябинск, чтобы поставить маленькие шедевры императорского театра.
Уже две недели в Оперном театре трудится целый десант балетных мастеров из Большого театра. Специально для работы в новом сезоне Константин Уральский, нынешний руководитель балета, пригласил Юрия Бурлаку, который назначен новым худруком в ГАБТе. Вместе с Бурлакой из Большого приехали педагоги-репетиторы и художники. Они готовят с нашей труппой необычный спектакль под названием "Золотой век Русского Императорского балета".
Нашим танцовщикам придется изрядно потрудиться. Юрий Бурлака знаменит своими балетами-реконструкциями: он едва ли ни единственный балетмейстер в нашей стране, который восстанавливает классические балеты, поставленные на сцене, к примеру, столетие назад. Так, "Золотой век императорского балета" будет состоять из пяти небольших сцен из старинных балетов: "Фея кукол", "Сильфида", "Пробуждение Флоры", "Конек-горбунок" и "Пахита". Все они были поставлены в императорских театрах, которыми считались Большой и Мариинка, с 1834 по 1903 годы. Так что получится своеобразный короткометражный балет. Сейчас эти спектакли практически не идут в оперных театрах страны, а "Пробуждение Флоры" и вовсе будет мировой премьерой спектакля, впервые восстановленного с незапамятных времен.
Готовить наших танцовщиков для императорского балета приглашены педагоги-репетиторы Большого театра Ирина Прокофьева и Юрий Васюченко. Они остались довольны подготовкой артистов для столь серьезного испытания, как старинный балет. Правда, балетная труппа до сих пор не укомплектована, и ситуацию не спасут даже приглашенные юные выпускники пермского и уфимского училищ и даже балерина из Японии и два танцовщика из Болгарии, которых "выписали" на этот год в наш театр. Они тоже будут играть в спектакле "Золотой век".
Работать над исторической постановкой Юрий Бурлака будет до декабря нынешнего года. На самом деле этот спектакль готовился годы.
- К сожалению, в России не хранилась традиция записи танцевального текста, - говорит Юрий Бурлака, художественный руководитель балета ГАБТ. - Поэтому восстанавливать спектакли XIX века приходится по дневникам тогдашних балетмейстеров и литографиям. К примеру, эпизод из "Пробуждения Флоры" на сцене идет 15 минут, а реконструкцией этого отрывка мы занимались полтора года!
Сейчас Бурлака называет себя "подпольным балетмейстером-реставратором": до сих пор он представлял стародавние балеты для заграницы - русский императорский стиль вызвал большой интерес в Австрии и Японии. В России этот интерес только формируется. Поэтому известный постановщик не без удовольствия приехал в Челябинск: приглашение для работы над классикой из региональных театров он получает очень редко.
Кстати
Сцены из балетов "Фея кукол", "Конек-горбунок" и "Пахита" уже ставились в Челябинском театре оперы и балета примерно пять лет тому назад. Но особого успеха тогдашняя постановка "Шедевры старинного балета" отчего-то не снискала.