На разрушенных улицах столицы республики один за одним появляются подъемные краны, сюда идет строительная техника со всей страны. Город начинает заново отстраиваться.
О самых важных задачах строительной отрасли Южной Осетии рассказал корреспонденту "РГ" министр капитального и дорожного строительства республики Рудольф Цховребов.
Российская газета: Оцените масштаб разрушений. Какой ущерб нанесен жилфонду и социальной инфраструктуре республики?
Рудольф Цховребов: Такая оценка еще идет. Поэтому трудно сказать. Вы сами видите, в каком состоянии город. Наше жилье и до войны было не в лучшем состоянии. Износ жилфонда составлял порядка 80 процентов. Новые дома не возводились со времен Советского Союза, поскольку никто не знал, что будет дальше. Цхинвал "застыл" на уровне 1980-х годов. Теперь с принятием независимости можно говорить о развитии и капитальном строительстве. Очень много зданий и сооружений требуют полного сноса, на их месте появятся абсолютно новые дома.
РГ: Приоритеты будут отданы многоэтажному или малоэтажному строительству?
Цховребов: Конечно, многоэтажному. Например, мэр Москвы Юрий Лужков уже принял решение построить в Цхинвале мини-городок на четыре тысячи квадратных метров жилья. Это будет подарок от столицы России столице Южной Осетии. Еще до войны мы планировали строительство двух жилых домов, в ближайшее время такая стройка тоже начнется. Эти здания планируется возвести в районе старого Цхинвала, сильно пострадавшего еще в первую войну. Именно здесь и начнется возрождение республиканского центра. Речь идет о возведении трех-четырехэтажных домов, социальных объектов. Сейчас необходимо строить комплексно, таковы современные требования. Цхинвал будет отстроен практически заново. Может быть, на память о трагических событиях мы оставим только одно здание.
РГ: Кто будет финансировать масштабное строительство?
Цховребов: Правительство России уже приняло решение о выделении такой помощи из госказны. Надеюсь, что и другие регионы по примеру Москвы также захотят принять участие в возрождении нашей республики. В скором времени Цхинвал станет самой южной точкой России, ее форпостом. Южная Осетия сильно отстала в экономическом развитии, и сейчас необходимо догнать остальные российские регионы. Мы уже определились с генеральным подрядчиком. Как только завершится работа оценочной комиссии, начнется финансирование. Как только все наладится - в республику пойдут эшелоны техники, стройматериалов, будут прибывать строители из других регионов. Необходимо оперативно решить проблемы их размещения, устройства их быта. Все сразу, по щучьему велению, не делается. Но мы стараемся.
РГ: В каком состоянии сейчас дороги Южной Осетии?
Цховребов: Вся сеть дорог в республике составляет 1070 километров. Масштаб разрушений велик. Да и до этого они находились не в лучшем состоянии. Мы старались хотя бы обеспечить проезд. Пять лет назад заасфальтировали Транскавказскую магистраль, дорогу от Рокского тоннеля до Цхинвала. Уже выделены финансовые средства на продолжение реконструкции объездной Зарской дороги. Ее называют дорогой жизни, потому что еще со времен первой войны это был единственный путь, по которому жители республики могли уехать в Северную Осетию и другие регионы России. Сегодня здесь идет работа по асфальтировке и отсыпке. В первоочередных задачах и ремонт дороги на Ленингор. Это самый восточный район нашей республики. Раньше проехать туда можно было только по грузинской территории. Прокладка трассы началась два года назад, на сегодня пройден путь до Громского ущелья. Оттуда до Ленингора осталось 30 километров, и все силы сейчас необходимо сконцентрировать на продолжении этой стройки. Уже завтра туда отправятся трейлеры со строительной техникой. Все работы необходимо закончить очень быстро, уложиться до зимы.