Подводный атомный ракетоносец "Дмитрий Донской" успешно прошел испытания, которые полагались ему после ремонта и глубокой модернизации на Севмашпредприятии.
В результате ракетоносец - первый из шести построенных и единственный оставшийся в боевом строю - оказался своего рода мостом между российскими атомоходами третьего и четвертого поколений. Именно "Дмитрию Донскому" выпало таскать каштаны из огня - испытывать практическими пусками новый ракетный комплекс "Булава", который предназначен для вооружения идущих следом ракетоносцев "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах".
Решающие пуски "Булавы" ожидаются в сентябре-октябре, а пока вернувшийся в Северодвинск корабль пришвартовался у набережной Севмаша, где был построен, а теперь обрел по сути вторую жизнь. Результатами испытаний корабельных систем, как следует из приемного акта и письма командования Северного флота, военные моряки остались довольны.
"Проявились все лучшие качества - такие как маневренность, скорость, управляемость, надежность, - утверждает председатель комиссии капитан I ранга Аркадий Романов. - Корабль полностью готов к проведению очередных испытаний ракетного комплекса "Булава" по программе Государственных летных испытаний".
Аркадий Романов еще недавно был командиром на "Дмитрии Донском" и лично участвовал в первых испытательных пусках "Булавы". Сейчас он - начальник штаба в соединении подводных крейсеров стратегического назначения.
В письме на имя гендиректора Севмаша Романов отмечает среди прочего "высокие профессиональные навыки и знания, показанные членами заводской части ходовой сдаточной команды и контрагентских организаций". На более привычном языке это означает, что команда корабелов Севмаша под началом ответственного сдатчика Евгения Слободяна свою работу выполнила на совесть. Теперь дело за "Булавой". В пусковых шахтах нового старого атомохода может разместиться 20 таких ракет.
Тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской" (ТК-208). Проект 941 "Акула".
Самая большая в мире атомная подводная лодка, полное водоизмещение - 49,8 тыс. тонн, длина - 172 метра, ширина - 23,3. Способна нести 20 трехступенчатых МБР со стартовой массой 90 тонн. Всего построено шесть таких подводных катамаранов. "Дмитрий Донской" - головной корабль в серии - заложен 30 июня 1976 года, принят в боевой состав Северного флота 12 декабря 1981 года.
В 1996-1997 годах из-за нехватки средств три ракетоносца (ТК-12, ТК-202 и ТК-13), отслужившие всего по 12-13 лет, выведены из боевого состава. На двух других - ТК-20 "Северсталь" и ТК-17 "Архангельск" - еще продолжают нести службу. Головной корабль этого проекта - ТК-208 - более десяти лет проходил на Севмаше ремонт, модернизацию и переоборудование для испытаний нового ракетного комплекса.
В первоначальных планах значился комплекс "Барк" в исполнении КБ им. Макеева - ракеты с разделяющимися головными частями должны были оснащаться новой системой инерциально-спутникового наведения, повышающей точность стрельбы. Однако после череды неудач при испытательных пусках "Барка" состав вооружения был пересмотрен, выбор сделали в пользу системы "Булава-30" Московского института теплотехники. По замыслу разработчиков этот комплекс, во многом унифицированный с их же разработками наземного базирования "Тополь" и "Тополь-М", должен существенно превосходить американский аналог "Трайдент II" по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей.
В 2003 году переоборудование ТК-208 было в основном завершено. Перед спуском на воду (июнь 2002-го) ему присвоили имя "Дмитрий Донской". В декабре 2004 года подписан акт о завершении ходовых испытаний. К настоящему времени по программе испытаний ракетного комплекса "Булава" с его борта произведено семь пробных стартов.
В планах развития стратегических ядерных сил России планировалась модернизация оставшихся кораблей проекта 941, к которым относится "Дмитрий Донской", с заменой ракетного комплекса Д-19 на "Булаву".
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Юрий Долгорукий". Проект 955 "Борей".
Разработан в ЦКБ морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора В. Здорнова и считается головным в серии подводных ракетоносцев 4-го поколения. Заложен на Севмашпредприятии 2 ноября 1996 года и тогда же получил имя "Юрий Долгорукий". При длине около 170 метров, ширине - 13,5 и полном водоизмещении 24 тысячи тонн должен принять на вооружение 12 ракет "Булава-30", которую разрабатывает Московский институт теплотехники. Ракеты этого типа могут нести до 10 ядерных блоков индивидуального наведения с улучшенными характеристиками по преодолению ПРО. Радиус действия "Булавы" - 8 тыс. км. Помимо баллистических ракет подводная лодка оснащена торпедными аппаратами. Ядерная силовая установка, приводящая в движение один гребной винт, позволит развивать скорость в надводном положении до 15, а в подводном - до 29 узлов.
В 2003 году сформирован первый экипаж "Юрия Долгорукого" (по штату - 107 человек, в том числе 55 офицеров). После двухлетней подготовки в учебном центре ВМФ в Сосновом Бору офицеры и мичманы прибыли в Северодвинск, чтобы ознакомиться с материальной частью корабля на завершающем этапе строительства и вместе со сдаточной командой провести необходимые испытания. Командир экипажа - капитан I ранга Константин Митькин.
В апреле 2007 года "Юрий Долгорукий" выведен из стапельного цеха. После этого достраивался в плавдоке "Сухона". Весной 2008 года переведен к набережной для заводских и швартовных испытаний. Передача корабля в состав ВМФ должна состояться до конца 2008 года.
По планам командования ВМФ, стратегические субмарины проекта 955 должны стать основой морских стратегических ядерных сил России после 2018 года, когда будут выведены из боевого состава флота несущие сегодня боевую службу подлодки проектов 941 ("Акула", по классификации НАТО "Тайфун") и 667 БДР и БДРМ ("Кальмар" и "Мурена", по классификации НАТО "Дельта-3" и "Дельта-4").