28.08.2008 03:49
    Поделиться

    Законопроект о "льготной приватизации" может лишить алтайских предпринимателей арендуемых помещений

    Первые публичные слушания по подготовке проекта краевого закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества…", который чаще называют законом о льготной приватизации, выявили противоречия с другими федеральными законами.

    Если их не удастся устранить, льготная приватизация не коснется большинства предпринимателей. В этом уверена председатель комиссии Общественной палаты Алтайского края по взаимодействию с муниципальными органами власти и член Алтайского союза предпринимателей (АСП) Евгения Трощий.

    Российская газета: Евгения Алексеевна, что представляет собой готовящийся закон?

    Евгения Трощий: Начнем, пожалуй, с федерального закона. Он недостаточно проработан в двух моментах - некоторые его пункты противоречат ФЗ-209 "О развитии предпринимательства" и "О внесении изменений в ФЗ-108 "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты РФ". Два этих закона жестко отсекают большую часть предпринимателей от действия закона о льготной приватизации.

    Большинство муниципальных зданий сдается по частям: не одному предпринимателю, а десяткам. В Барнауле самый яркий пример - здание по адресу: проспект Ленина, 106. Каждый год с предпринимателями перезаключались договоры аренды, поскольку зарегистрировать подобный договор без разграничения границ занимаемых площадей в регцентре невозможно. С чем столкнутся эти предприниматели в начале следующего года?

    ФЗ-108 теперь запрещает муниципалитетам сдавать свои площади в аренду без конкурса, и эти предприниматели будут вынуждены выйти на открытый конкурс. И не факт, что они смогут выиграть свои площадки, которые годами холили и лелеяли. Разве это не нонсенс? На них закон о льготной приватизации не распространяется: они могут получить эту аренду, а могут и не получить. Причем, если у закона о льготной приватизации есть отсрочка, то у этого закона ее нет.

    То есть эти предприниматели мало того, что не смогут участвовать в льготной приватизации, они вообще могут оказаться на улице! А ведь ФЗ-209 вроде как призван защищать предпринимателей, устанавливает свободный доступ к рынку всем…

    РГ: Пожалуй, эти противоречия даже важнее, чем установление максимальной площади под льготную приватизацию в размере 500 квадратных метров и максимального срока рассрочки.

    Трощий: Конечно. У большинства предпринимателей маленькие площади. И даже у кого 500 квадратов, он чаще всего, так сказать, "в доле" с кем-то делит помещение. У кого целое здание - тому еще можно побарахтаться. А у кого "кусочки", барахтаться бесполезно. Все у нас как всегда: одной рукой предпринимателю что-то дают, а второй отбирают, что у него есть.

    РГ: На уровне краевого закона можно подкорректировать эти моменты?

    Сегодня ни на один конкретный вопрос предприниматели не получают четкого ответа от городских чиновников

    Трощий: Ничего изменить нельзя. Федеральный закон дает региональным всего одну вилочку - установить параметры, то есть метраж и время рассрочки. В законе о льготной приватизации есть даже такая строчка, на которую я раньше не обращала внимания: "если не предусмотрено иного". А вот ФЗ-108 предусматривает такое "иное". Поэтому обещанные льготы - это опять для избранных.

    РГ: В слушаниях участвовали предприниматели из районов. Какие они еще темы подняли?

    Трощий: Сейчас объявлен мораторий на продажу арендуемых объектов. Но их продают, в экстренном порядке. АСП обратился к предпринимателям с просьбой не молчать, когда такое происходит. При краевой прокуратуре начала работу "горячая линия", случаи подобной незаконной продажи будут отслеживаться. И уже есть примеры.

    Вторая проблема, которая была озвучена: в муниципалитетах хорошие здания находятся у предпринимателей не в аренде, а в субаренде. А их арендаторы зачастую аффилированы к местным чиновникам (часто это - их близкие родственники). Получается, что ожидаемый закон будет работать не на тех, кто занимается малым бизнесом. Поэтому надо либо распространять действие закона на субарендаторов, либо лишать таких "арендаторов" права льготной покупки. Какие они предприниматели? Они - люди, пристроившиеся к кормушке по стечению обстоятельств.

    РГ: На слушаниях возник спор о том, создавать или нет имущественный фонд.

    Трощий: По этому закону любой муниципалитет имеет право оставить наиболее лакомое имущество у себя, создав фонд, и сдавать его по коммерческим ценам по конкурсу в аренду, пополняя бюджет. Предприниматели очень боятся, что все хорошее имущество уйдет в фонд. Потому что любой конкурс, проводимый нашими муниципалитетами, - это процедура, которой можно легко манипулировать. Сейчас в этом вопросе не на стороне предпринимателей и ФЗ-108, и обсуждаемый ФЗ-159.

    Пока на все мои вопросы, например о предоставлении реестра коммерчески привлекательной недвижимости, из администрации Барнаула приходят совершенно абстрактные ответы. Члены АСП и Общественной палаты договорились о встрече с мэром
    2 сентября, на которой в том числе намерены поставить вопрос об оперативном доступе к достоверной информации. Сегодня ни на один конкретный вопрос мы не можем получить внятный ответ.

    РГ: Итак, проект закона о льготной приватизации вы обсудили. Что дальше?

    Трощий: Выводы сделаны, болевые точки обозначены. Суть противоречий доведена до комитета по управлению муниципальной собственностью Барнаула. Обязательно войдем в рабочую группу профильного комитета АКЗС для подготовки проекта краевого закона.

    Поделиться