28.08.2008 01:50
    Поделиться

    В иркутских школах сохранится шестидневная учебная неделя

    Со следующей недели дети, их родители и учителя вновь попадут в водоворот школьных проблем

    До начала нового учебного года остались считанные дни. И как водится, у родителей появляется множество вопросов, связанных со школой. Ответить на них мы попросили начальника управления образования Иркутска Виктора Басюка.

    Регламент для всех

    "Российская газета": Почему в одних иркутских школах учебная неделя длится пять дней, а в других - шесть?

    Виктор Басюк: Сегодня во всех школах установлена пятидневная неделя для первоклассников, для всех остальных, согласно нормам Роспотребнадзора, она длится шесть дней. Просьбы родителей освободить субботу объясняются их же интересами. При этом мамы и папы не задумываются о том, что дети к концу недели устают от той непомерной нагрузки, которая получается, если затолкать все учебные часы в промежуток с понедельника по пятницу. Перегрузки в школе огромные, у старшеклассников, например, недельная нагрузка составляет 36 часов в неделю, такая же, как у работающих женщин. А с учетом занятий в субботу учебные часы распределяются равномерно.

    РГ: В последнее время в школах вводится форма. Оправдано ли это, на ваш взгляд?

    Басюк: Вводить или не вводить форму, решает высший орган управления школой - это может быть совет учреждения, общее собрание или педагогический совет. В совет, например, входят и преподаватели, и ученики, и родители. Они вместе обсуждают этот вопрос. Если решение принято коллегиально, его надо исполнять. Я считаю, что надо приучать ребенка считаться с интересами общества.

    Кроме того, школа ведь не только обучает, но и воспитывает. Сейчас нередко можно встретить молодых людей на серьезной встрече в рваных джинсах, потому что в свое время их не научили деловому этикету, в том числе в школе. Ситуацию надо исправлять.

    РГ: А как быть с учителями? Их внешний вид часто не может служить образцом для подражания.

    Басюк: Преподаватель обязан придерживаться деловой формы одежды. Никаких ярких побрякушек, блузок в разнузданный цветочек, юбок с рискованными разрезами. Корпоративный дух должен поддерживаться внутри педагогического коллектива.

    Сдавать или не сдавать

    РГ: Кто может собирать деньги в школе и законно ли это?

    Басюк: По этому поводу нет никаких нормативных документов. Я говорил неоднократно и еще раз повторю: средств достаточно для того, чтобы осуществлять образовательный процесс. Желание родителей создать более комфортные условия для ребенка в классе - помочь финансово или просто прийти и побелить потолок, должно быть добровольным. Решение о сборе денег может принять только родительский комитет, и оно должно озвучиваться его представителем. Комитет имеет право попросить родителей помочь, и, соответственно, каждый родитель может отказать в такой помощи. Любые ультимативные заявления в духе "сдаем в фонд школы столько-то денег", противозаконны.

    РГ: Однако родители жалуются, что у детей начинаются проблемы, если семья не может "оказать школе материальную поддержку".

    Басюк: О каждом таком случае необходимо сообщать в департамент образования. Будем разбираться.

    РГ: Все же есть опасения, что и в этом случае школа отыграется на ребенке… Одна мама, например, рассказала, что пожаловалась на поборы, так ей посоветовали перевести ребенка в другую школу. Она отказалась, и тогда у девочки, круглой отличницы, пошли сплошь "тройки".

    Басюк: Случай вопиющий, совершенно недопустимый. Очень советую этой маме обратиться к нам. Думаю, беседа с директором расставит все по местам.

    На пути обновления

    РГ: Почему в школе так мало ярких личностей?

    Басюк: К сожалению, равнодушных в любой профессии много, просто в школе серость более заметна. Учитель - это публичный человек. В 90-е годы из-за сложной экономической ситуации преподаватели из школы уходили, мы потеряли много по-настоящему ярких учителей. Но ведь время идет, появляются новые "звездочки", энтузиасты своего дела, люди, преданные профессии, любящие детей. А то, что с каждым годом наши дети добиваются все больших успехов на олимпиадах разного уровня, разве это не результат в том числе труда учителей? Что бы ни говорили, профессия наша уникальная, большего следа в человеческих душах никто не оставляет.

    РГ:  Какие меры принимаются, чтобы создать условия для профессионального роста педагогов?

    Басюк: Уровень образования растет, это однозначно, у нас в этом году 15 педагогов получили грант президента по приоритетному национальному проекту. Всего в городе трудятся 7525 педагогических работников, из тех, кто прошел аттестацию - их 6047, треть имеют высшую квалификационную категорию. Согласитесь, это немало.

    Возможности для профессионального роста есть у каждого учителя -- конкурсы, курсы повышения квалификации, Интернет-ресурсы в любой школе. Сама жизнь подталкивает учителей к тому, чтобы постоянно расти в профессии, это требование дня, все это понимают.

    РГ: Однако школа стремительно стареет, средний возраст преподавателей в Иркутске составляет 45 лет-52 года. Что делает департамент для привлечения молодых учителей?

    Басюк: В одночасье эту проблему не решить, пока есть и открытые вакансии - требуются учителя технологии для мальчиков, английского, физики, учителя начальных классов. Но мы работаем. Вот буквально последнее решение - за счет городского бюджета введена пятидесятипроцентная надбавка к окладу выпускникам вузов. Таких в школы в этом учебном году придут 200 человек. Есть и общежитие для молодых специалистов, пока, к сожалению, одно. Разрабатываем совместно со Сбербанком проект о выдаче лучшим педагогам беспроцентных кредитов на приобретение жилья. В этом году планируем оформить три или четыре таких кредита.

    Поделиться