Дальний Восток пытается решить трудовые проблемы с помощью мигрантов

За три года число выданных миграционной службой разрешений на въезд мигрантов на Дальний Восток выросло в полтора раза.

Работодатели, гонясь за дешевой рабочей силой, часто не учитывают потенциал местного рынка труда, что угрожает социально-трудовыми и национальными конфликтами. Вчера эту ситуацию обсуждали на общественных слушаниях в аппарате полпреда президента России по ДФО.

Заткнуть дыру

Положение с привлечением на дальневосточный рынок труда переселенцев напоминает, по образному выражению одного из участников обсуждения, бассейн с двумя трубами: в одну рабочая сила вливается, в другую выливается. В 2008 году по Дальнему Востоку среднесписочный состав работников предприятий составил 2,3 миллиона человек. Это на 14 тысяч меньше, чем в 2006 году.

Кадровую дыру работодатели заполняют в основном за счет иностранной рабочей силы. Сегодня мигранты составляют уже шесть процентов от среднесписочной численности предприятий. При этом число выданных разрешений на использование дешевой рабсилы растет. Но взамен уезжающих в более благополучные регионы "мозгов" Дальний Восток получает иностранных работников из государств с заведомо более низким уровнем жизни и заниженными требованиями по условиям и оплате труда. Значит, вместо технического перевооружения и создания эффективных рабочих мест на рынке труда идет обратный процесс.

- По нашим оценкам, 57 процентов мигрантов составляют рабочие в основном строительного профиля, семь процентов - инженерно-технические работники, 30 процентов заняты в торговле и сфере услуг, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник управления Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю Валерий Ефремов.

По данным этой службы, поток приезжающих из стран СНГ постоянно растет: если в 2006 году их было 19 процентов от числа прибывших, то в 2007 уже 49 процентов.

Всегда чужой

Если использование безвизовой рабсилы идет в соответствии с заявленными квотами, то граждане СНГ, приезжающие самостоятельно, трудоустраиваются где хотят и как хотят.

- На этом фоне требование к работодателям заявлять квоты выглядит формальностью, - считает Валерий Ефремов.

В округе мигранты составляют  шесть процентов от среднесписочной численности работников предприятий

Он обеспокоен, что далеко не все иностранцы предоставляют справки о состоянии здоровья. За два года сотрудниками ФМС выявлены уже 26 ВИЧ-инфицированных и более полутора сотен больных туберкулезом мигрантов.

Привычная утренняя картина в Хабаровске: на остановках в разных уголках города: 25-30 черноголовых мужчин с котомками, невыспавшиеся и тревожные, ждут автобуса, чтобы ехать на работу. Это мигранты. Их настроение понятно: с радостью на работу идут из дома и в знакомую среду. А гастарбайтер на рынке труда всегда чужой.

- Там, где работают мигранты, нередко растет напряженность, - считает председатель комиссии Общественной палаты по трудовым отношениям Олег Нетеребский.

По его мнению, экономический интерес работодателя вступает в противоречие с интересами общества: происходит ассимиляция мигрантов, вывоз заработанных средств за рубеж, а эти средства могли бы послужить созданию рабочих мест в России. В 2007 году из страны, по некоторым источникам, вывезено таким образом 25 миллиардов рублей. И если официальная миграция определяется цифрой в 2,5 миллиона человек, но нелегальная превышает это число впятеро.

Очевидно, что выдача разрешений на привлечение рабсилы оторвана от реальной практики. Значит, необходимы логичные и соответствующие интересам общества и государства механизмы.

На ближний запад

Ниша иностранной рабочей силы при всей ее внешней регламентированности непрозрачна, В первом полугодии 2008 года работодатели уведомили о трудоустройстве лишь 67 процентов въехавших по квотам граждан. Вдобавок на этом рынке рабочей силы крутится много фирм-рекрутеров, оказывающих услуги мигрантам и работодателям. Почему бы не создать легальные лицензированные государственные конторы, которые помогали бы обеим сторонам найти друг друга?

Проблему заметили давно. Соотечественники, написав за два последних года 80 тысяч заявлений на переезд, поехали не на Дальний Восток, а в прямо противоположном направлении - в Калининград. Они в принципе готовы помочь России увеличивать ВВП, но в более мягком климате поближе к центру. При этом различными федеральными целевыми программами социально-экономического развития предусмотрено создание в Дальневосточном регионе 70 тысяч дополнительных рабочих мест.

Однако надеяться на большее число переселенцев не приходится, считают чиновники, поскольку это чревато дополнительными расходами. К тому же нужен механизм, позволяющий создать равные условия для коренных и приезжих граждан.

Предложений было множество: привлечь студентов в дальневосточные вузы бесплатным обучением, оплачивать часть ипотеки, давать льготы на проезд в отпуск. Но окончательного выхода из ситуации специалисты еще не нашли. А пока порекомендовали Общественной палате создать жесткие барьеры на пути нелегальной миграции и совершенствовать законодательство.

Мнения

Александр Левинталь, министр экономического развития и внешних связей правительства Хабаровского края:

- Программу переселения разрабатывали на высоком уровне, а приехали 18 человек на весь регион. По опросам, лишь три процента россиян хотят переехать на Дальний Восток. А кто захочет? Зарплата здесь ниже, климат хуже, жизнь короче. Поэтому первая задача - закрепление постоянного населения.

Екатерина Мотрич, сотрудник Дальневосточного отделения РАН:

- От нас уже уехал каждый пятый. Плотность населения - один человек на квадратный километр, это в восемь раз меньше, чем в среднем по России. К 2026 году численность населения упадет до 5,9 миллиона человек - если не примем мер. Да, сейчас рожают больше. Но чтобы добиться полного замещения населения, каждая женщина должна родить 2,3 ребенка в течение жизни. А рожает 0,6. После 2010 года ситуация ухудшится, так как подрастет малочисленное поколение трудных девяностых. Поэтому демографы - за привлечение мигрантов.