На тындинских котельных не хватает топлива. На приобретение угля из областного бюджета выделено более 4 миллионов рублей, но сложная процедура с конкурсами на поставку угля не позволяет вовремя сделать необходимые запасы. Как готовится к зиме самый северный город области, выяснял корреспондент "РГ".
Сегодня Тынду теплом обеспечивает железная дорога, которая не допустила ни одного сбоя в работе главной котельной, благодаря централизованной поставке топлива и существенным финансовым вливаниям. Однако, как показала практика, температура батарей зависит не только от стабильной работы фабрики тепла.
Будет ли тепло в домах, зависит также от инженерных сетей, обслуживанием которых занимаются частные компании. А у них в Тынде нет солидного инвестора в отличие от узловой специализированной дистанции тепловых сетей (УСНГЧ), где собственником котельной является РЖД. Поэтому проблем здесь гораздо больше, и зачастую решить их бывает очень трудно.
На центральной котельной сегодня запасено 22 тысячи тонны угля (93 процента от нормы), а на городских котельных ситуация с топливом катастрофическая. По словам первого заместителя мэра Тынды Сергея Гордеева, в городской администрации есть проект перевода временных поселков на теплоснабжение от центральной котельной и закрытия нерентабельных кочегарок. Однако для этого необходимо проложить коммуникации в отдаленные районы города и реконструировать головной участок тепловых сетей, принадлежащий железнодорожникам. Если на прокладку труб в местном бюджете деньги предусмотрены, то на модернизацию сетей УСНГЧ в казне средств нет.
- Самое главное - организовать эффективное использование средств, поступающих от населения и из областного бюджета, - считает Сергей Гордеев. - Мы сегодня говорим, что сети готовы, но это не значит, что они были модернизированы. Коммуникации просто поддерживаются в рабочем состоянии. Так жить можно, но недолго, нужно думать о новых системах управления инженерными сетями, устанавливать металлопластиковые трубопроводы, которые гораздо удобнее в эксплуатации.
Больше всего жалоб от населения поступает как раз на ветхое состояние трубопроводов. Жители временных поселков от безысходности вынуждены обращаться в СМИ. Только благодаря их вмешательству удается обратить внимание коммунальщиков на ситуацию в отдаленных поселках. В городской администрации говорят, что проблема дырявых труб досталась от бамовских организаций, которые в начале 90-х годов бросили временные поселки вместе с коммуникациями. Пока сети работают - никто не задумывается, кто является их собственником, как только трубы дают течь - сразу возникает вопрос, кто должен их ремонтировать. Коммунальщики начинают работать и с брошенными трубами только после всплеска количества заявлений от жильцов.
Коммунальщики считают, что Тынду минуют нынешней зимой крупные аварии в системе ЖКХ из-за относительно небольшого срока эксплуатации инженерных сетей и оборудования. Но каждый год процент износа, тем более в условиях Крайнего Севера, значительно увеличивается, а вместе с этим возрастает и вероятность возникновения порывов или сбоя в работе отопительной системы. Только крупные инвестиции в модернизацию коммуникаций могут повысить надежность систем тепловодоснабжения, от которых в 50-градусный мороз зависит жизнь десятков тысяч людей.
Юрий Новак, директор обслуживающей организации:
- Самая главная проблема - это кадровый голод. Нам катастрофически не хватает сварщиков, слесарей, водителей. Из-за низкой зарплаты многие уходят работать на строительство нефтепровода, железной дороги Улак-Эльга. Платить больше строительных организаций мы не можем, так как полностью зависим от тарифа, который утверждается в начале года. Сейчас в каждом участке у нас не хватает около 10 человек. Не менее острая проблема - это платежи населения: тындинцы должны нам 25 миллионов рублей. Это существенная сумма, которая могла бы пойти на ремонт коммуникаций.