Многие подрядные организации, ведущие строительство объектов Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы", до сих пор не получили еще ни рубля федеральных средств.
О причинах такого финансирования и их последствиях корреспондент "РГ" беседует с руководителем дирекции по реализации этой программы Сергеем Абабковым.
Российская газета: Сергей Александрович, что происходит с федеральными деньгами?
Сергей Абабков: Пожалуй, можно сказать, что рубли заблудились.
Как известно, в этом году значительно усложнился порядок предоставления средств из федерального бюджета на программные объекты областной и муниципальной собственности. Только 7 марта было принято постановление правительства РФ, определившее новые правила. В соответствии с ними министерства разрабатывают нормативные акты, в которых прописаны курильские объекты с лимитами финансирования. Затем федеральные агентства, являющиеся государственными заказчиками, должны подписать с нами соглашения о передаче этих средств на конкретные стройки.
В конце апреля были подписаны двусторонние соглашения между администрацией Сахалинской области и федеральными агентствами по образованию, по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, государственным комитетом по рыболовству на общую сумму 1 миллиард 305 миллионов рублей.
РГ: Это какая часть требуемого финансирования?
Абабков: Всего в 2008 году строителям и проектировщикам предстоит освоить на более чем двадцати объектах Курильской программы около 2,7 миллиарда рублей, из которых свыше 2,5 миллиарда - федеральные средства, 111 миллионов - областные и 30 миллионов - из внебюджетных источников. То есть упомянутые соглашения были заключены примерно на половину всех запланированных средств из федерального бюджета.
Однако свои обязательства выполнило только федеральное агентство по строительству и ЖКХ, перечислившее нам 85 процентов годового лимита финансов на объекты, госзаказчиком которых оно является. Госкомрыболовства успел лишь перевести авансовые платежи для двух переходящих строек - причального комплекса в Южно-Курильске и Курильского портпункта в заливе Китовый. После этого произошла реорганизация правительственных структур. Комитет по рыболовству вновь стал агентством. Федеральные агентства по энергетике, по здравоохранению и социальному развитию - тоже наши госзаказчики - перестали существовать. Соглашения пришлось заключать с соответствующими министерствами, это было сделано уже в июле.
Как бы то ни было, но больше ни копейки федеральных денег до нас пока не дошло.
РГ: В прошлом году первые живые деньги по программе поступили в область 7 мая, а в этом?
Абабков: 26 мая и в начале июня, всего 465,3 миллиона рублей. Но это лишь чуть больше 26 процентов от общего объема средств, запланированных на объекты областной и муниципальной собственности, по которым заказчиком-застройщиком выступает наша дирекция. А ведь уже третий квартал года.
РГ: То есть благополучное финансирование пока только по линии ЖКХ. Это какие стройки?
Абабков: Прежде всего - реконструкция теплоснабжения в Северо-Курильске на острове Парамушир. До начала нового отопительного сезона предстоит поменять около двух километров трубопроводов. Реконструкция водоснабжения продолжится в Курильске на Итурупе. .
В текущем году мы приступаем к двум объектам реконструкции систем водоснабжения и водоотведения Курильских островов. Это пусковой комплекс в селе Головнино на Кунашире, где будут построены скважины, водоводы, расходные емкости, устройства для обеззараживания воды. Уже проведен аукцион, подписан муниципальный контракт. В ближайшее время будет объявлен аукцион на второй такой комплекс - в Южно-Курильске.
РГ: А какие объекты для вас самые проблемные?
Абабков: Больше всего нас беспокоит строительство Северного мола - завершающего гидротехнического сооружения Северо-Курильского портпункта. Тут запланировано освоить 250 миллионов рублей. Однако авансовый платеж в 75 миллионов, который мы ждем уже больше двух месяцев, до сих пор так и не пришел. В Росрыболовстве говорят, что денег для перечисления нет, якобы не поступили из федерального бюджета. Пока на стройке все делается за счет подрядной организации.
Подрядчики не останавливают строительство, используя кредитные ресурсы и свои оборотные средства. Мы требуем от них предоставлять отчеты о выполненных работах. Но, как только такой отчет нами получен, современное финансовое законодательство заставляет строителей платить налог на добавленную стоимость. К примеру, на реконструкции портпункта в заливе Китовый подрядная организация уже выполнила в этом году строительно-монтажных работ более чем на 100 миллионов рублей и была вынуждена заплатить еще 18 с лишним миллионов НДС, то есть понесла серьезные траты, не получив от нас денег. И так по большинству объектов. Между тем, пока финансирование наладится, начнется сезон штормов, когда строительство на море будет сильно затруднено.
РГ: А с областным финансированием все в порядке?
Абабков: Да, все областные средства на Курильскую программу в нашем распоряжении. Но процент их освоения также не очень высок, поскольку они напрямую увязаны с финансированием из федерального бюджета. Конкретный пример - строительство больницы на Итурупе. При том, что лимит федеральных средств на этот объект составляет 200 миллионов рублей, от министерства здравоохранения и социального развития мы еще ничего не получили, хотя отчитались за уже выполненные работы на 79 миллионов рублей. А 22 миллиона из областного бюджета пока не расходовали, оставили на авансирование поставки медицинского оборудования. Но их, конечно, без федеральных денег не хватит, чтобы завезти, смонтировать и наладить его.
А систему финансирования необходимо отлаживать. Очень бы хотелось, чтобы деньги на строительство наших объектов поступали в начале, а не в конце года.