Среди жителей столицы бытует убеждение, что водопроводную воду надо непременно кипятить перед употреблением.
Корреспондент "РГ" решил выяснить, насколько это мнение соответствует действительности, и можно ли пить сырую воду прямо из-под крана?
Миф первый: из-под крана пить нельзя
Не все москвичи знают, что пьют воду разного происхождения. Централизованное водоснабжение столицы обеспечивают две водные системы - Москворецко-Вазузская и Волжская, объединяющие 13 искусственных водохранилищ на территории трех областей - Смоленской, Тверской и Московской.
Волжскую воду принимают для очистки Восточная и Северная станции водоподготовки, а москворецкую - Западная и Рублевская. Соответственно, волжскую воду пьют жители северного, северо-восточного и восточного районов мегаполиса.
Вода москворецкого источника подается в дома на северо-западе, западе, юге и юго-востоке. Кроме того, в столице есть и зоны так называемого смешанного питания - в них может поступать и волжская, и москворецкая вода. Они располагаются на севере, юго-востоке и в центре города. Небольшая часть жителей Москвы, проживающих в городских районах за пределами МКАД, получают воду из артезианских скважин. Это частично Зеленоград, поселок Толстопальцево и деревня Захарьево. Прежде чем попасть в наши квартиры, вода проходит тщательную обработку.
Впрочем, сейчас на станциях водоподготовки начинают применять современные технологии очистки воды - озонирование с использованием активированного угля и мембранное фильтрование.
На всем пути воды в дома москвичей ее качество жестко контролируют. Сначала воду проверяют по всему пути ее движения от верховий рек в Тверской, Смоленской и Московской областях до самой столицы. Затем воду контролируют на каждом этапе очистки на станциях водоподготовки и из крана у потребителя (в школах, детских садах, больницах, аптеках и т.д.). В течение суток лаборатории "Мосводоканала" делают 5 тысяч физико-химических, микробиологических, гидробиологических анализов воды - ее проверяют по 150 показателям. "Водопроводная вода не такая плохая, как ее живописуют продавцы фильтров или производители бутилированной воды", - заявила корреспонденту "РГ" кандидат химических наук зам. директора Института экспертизы минеральных вод, эксперт по сертификации воды Ольга Буткова.
"Воду из-под крана можно пить без вреда для здоровья, - уверяет и главный технолог "Мосводоканала" Ольга Благова. - Я, например, дома даже фильтрами не пользуюсь".
Миф второй: хлорированная вода вредит здоровью
Запах хлора, иногда присутствующий в водопроводной воде, пугает москвичей. Неужели нельзя обойтись без этого небезопасного вещества?
Дело в том, говорят специалисты, что, сколько бы воду ни очищали, попадая в городскую систему водоснабжения, она загрязняется вновь. Причина тому - старые трубы. Поэтому отказаться от хлорирования воды пока просто невозможно.
Этим реагентом вот уже более ста лет хлорируют воду во всем мире, в частности Париже, Лондоне, Токио и других крупных городах мира. Чтобы вещества, образующиеся при хлорировании, не наносили вред здоровью, их содержание в воде жестко контролируется.
Сейчас московские станции водоподготовки готовятся к переходу на использование гипохлорита натрия. В отличие от хлора этот хлорсодержащий реагент менее опасен в процессе транспортировки, хранения и применения.
А забыть, что такое ржавая вода, которая начинает идти из-под крана сразу после ремонтных работ, видимо, удастся только в 2020 году. К этому времени в Москве заменят все трубы. Будут ужесточены и нормативы по побочным продуктам очистки. А пока лучше просто подождать, пока ржавая вода стечет.
Миф третий: родниковая и бутилированная лучше водопроводной
Специалисты считают, что привычка пить бутилированную воду - всего лишь дань моде, которая пришла из-за рубежа. "И водопроводная вода, и питьевая вода в бутылках - безопасна, иначе наш Санэпиднадзор не позволил бы употреблять ее для питья и приготовления пищи, - пояснила Буткова.
Однако депутат Мосгордумы Вера Степаненко считает, что вода в бутылках, которая продается в магазинах, не всегда отвечает качеству. Не факт, что она добыта "из экологически чистой артезианской скважины".
Вывод: водопроводная вода, находящаяся под постоянным контролем, безвреднее воды в бутылках. А родниковая вода из "святых" источников вообще опасна для здоровья. Из 50 московских источников сегодня санитарные врачи разрешают пить лишь из одного - "Царевны Лебедь".
Самый первый водопровод в Москве появился при князе Иване Калите в 1339 году: трубопровод из дубовых бревен был проложен от реки Москвы за стены деревянного Кремля, к глубокому тайнику-колодцу. Это было необходимо на случай осады, когда в Кремле укрывались также жители посадов и слободок. При первом царе из династии Романовых Михаиле Федоровиче в 1632-1634 годах в Кремле был построен напорный водопровод. Вода из Москвы-реки по самотечной галерее поступала в каменный колодец, устроенный в подвале Свибловой башни. Подъем воды осуществлялся с помощью водоподъемной машины, так называемого водяного взвода, после чего и сама башня стала называться Водовзводной. Машина приводилась в действие упряжкой лошадей, ходивших по кругу. Вода из колодца поступала в резервуар в верхней части башни, откуда по свинцовым трубам направлялась в различные кремлевские постройки. Производительность этого водопровода составляла около 4 тысяч ведер воды в сутки.
Кстати
Столичные станции водоподготовки начинают применять современные технологии очистки воды - озонирование с использованием активированного угля и мембранное фильтрование. Суть последнего метода в том, что после всех этапов очистки воду под давлением пропускают через полупроницаемые полимерные мембраны. Размер пор этих мембран в десятки тысяч раз меньше толщины человеческого волоса. В результате из воды полностью удаляются опасные микроорганизмы, органические соединения, пестициды и вещества, вызывающие запах. Правда, этот метод используется пока только на Юго-Западной водопроводной станции, открытой два года назад. Вода оттуда подается в Солнцево, Ново-Переделкино, Тропарево-Никулино, Раменки и Олимпийскую деревню.