"Эта война породила глубокие гуманитарные проблемы, и моя задача сейчас - помочь европейскому и мировому сообществу понять всю глубину этой катастрофы" - таков главный вывод, который сделал комиссар Совета Европы Томас Хаммарберг после почти недельной поездки по зоне конфликта.
За последние несколько дней он успел побывать во Владикавказе, Цхинвале и Гори. Своими впечатлениями от увиденного Хаммарберг поделился в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". На передаче присутствовал корреспондент "РГ".
Даже после знакомства с ситуацией на месте недавней трагедии комиссар Совета Европы уверен: масштаб человеческих жертв и разрушений еще только предстоит оценить. "Люди хоронили своих близких прямо во дворе собственных домов. Судьба многих пропавших без вести до сих пор неизвестна", - более точно Хаммарберг так и не смог ответить на вопрос о числе погибших. Почти так же сложно выглядит и ситуация с количеством перемещенных лиц, которое, по самым приблизительным оценкам комиссара, колеблется от 30 до 38 тысяч человек.
Что касается столицы Южной Осетии Цхинвала, то картина разрушений, увиденная в этом городе, явно произвела на Хаммарберга сильное впечатление. "Было бы неверно утверждать, что город стерт с лица земли. Но то, что огромная часть его зданий разрушена, - это факт", - утверждает европейский чиновник.
По мнению Хаммарберга, одна из наиболее острых проблем заключается в том, что на территории всей зоны конфликта - как грузинской, так и югоосетинской стороны - находится огромное количество неразорвавшихся боеприпасов. Эти мины и снаряды представляют собой серьезную угрозу для безопасности мирных жителей. По данным неправительственных организаций, несколько человек уже пострадали от разрыва таких боеприпасов.
Другая проблема состоит в том, что за считаные недели до наступления холодов многие беженцы до сих пор не знают, где они проведут предстоящую зиму, - их дома полностью разрушены. В то время как сотни югоосетинских детей не смогут пойти в школу 1 сентября - война не пощадила и учебные заведения.
И все же из своей поездки по Закавказью Хаммарберг вернулся не с пустыми руками. Он разработал собственный план ликвидации последствий гуманитарной катастрофы, сложившейся в регионе. По иронии судьбы эта инициатива, как и мирный план Медведева - Саркози, состоит из шести пунктов. Во-первых, по мнению комиссара, всем перемещенным лицам нужно предоставить возможность вернуться в родные города и села. При этом им необходимо обеспечить жилье, питание и, самое главное, предоставить гарантии безопасности.
Во-вторых, удовлетворить другие нужды беженцев - открыть школы, больницы и другие социальные учреждения. В-третьих, необходимо разминировать всю территорию конфликта. В- четвертых, гарантировать в этой зоне законность и порядок. Хаммарберг осознает, что при том чувстве ненависти, которое возникло между двумя народами, и с учетом кавказского менталитета неизбежно найдутся желающие отомстить представителям другого этноса. Эти попытки, равно как и случаи мародерства, необходимо немедленно пресекать.
В-пятых, нужно найти всех пропавших без вести. И, наконец, по мнению комиссара, следует обеспечить международное присутствие в этом регионе, с тем чтобы предотвратить новые вспышки насилия.
Хаммарберг нарочито пытался избегать политических оценок случившегося. Но все же дал понять, что "российские военные не смогут выполнять полицейские функции в районе конфликта". С чем связана такая уверенность и кто, на его взгляд, должен прийти на смену нашим миротворцам, комиссар Совета Европы пояснять не стал.