Минтранс подготовил проект Транспортной стратегии России до 2030 года. Она на десять лет опережает концепцию социально-экономического развития страны. Чем вызван такой пристальный "взгляд в будущее"? С этого вопроса мы и начали наш разговор с министром транспорта Игорем Левитиным.
Регионы разрабатывают схемы территориального планирования. Ключевое место в них занимают автомобильные и железные дороги, морские порты, аэродромы. И уже сейчас необходимо определить места их размещения до 2030 года. Тогда регионам будет легче определиться, в каком направлении развиваться. Так что мы просто обязаны "забегать вперед". И прогнозировать развитие транспортной инфраструктуры, чтобы потом на ее основе планировать социально-экономическое развитие. Как, например, можно обсуждать долгосрочные проекты в Якутии без планирования развития там железных и автомобильных дорог?
Регионы, объединяйтесь!
Сегодня только 30 процентов российских дорог соответствует нормативным требованиям. Качество остальных оставляет желать лучшего. Бюджету страны такую махину не поднять. Как к этой работе вы намерены привлекать регионы?
Мы хотим объединить деньги и силы соседних регионов для создания современной транспортной инфраструктуры. Уже разработана комплексная программа развития московского транспортного узла. Не исключено, что аналогичный проект появится для Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
И какие планы у министерства транспорта по борьбе с пробками в столице и пригороде?
Необходимо создать условия для бесперебойного движения автотранспорта по уличной и дорожной сети Московского региона. Эти проблемы, кстати, затрагивают интересы не только Москвы и Подмосковья, но и многих других регионов. Причем их решение должно рассматриваться как обеспечение экономической безопасности страны.
Минтранс вместе с правительствами Москвы и Московской области разработал "Программу развития транспортного комплекса Московского региона (2010-2015 годы)", которая предусматривает комплекс мер, обеспечивающий бесперебойное движение автотранспорта. Очень важно сформировать согласованную на федеральном и региональном уровне политику по развитию транспортного комплекса столичного региона, которая обеспечит устойчивый экономических рост, развитие Москвы как мирового финансового центра, повысит качество жизни населения и улучшит состояние окружающей среды.
Почему же транспортная ситуация в столичном регионе в последние годы стала такой острой? Наверное, причина не только в растущем количестве личных авто на дорогах?
На ситуацию повлиял целый ряд факторов. Назову некоторые из них. Сейчас московский транспортный узел во многом выполняет транзитные функции для грузов и пассажиров, следующих в другие регионы России или в зарубежные страны. Это связано с тем, что по территории региона проходят международные транспортные коридоры, концентрирующие мощные транспортные потоки. В Москве и Московской области расположено 8 таможен, которым подчинено 97 таможенных постов, осуществляющих оформление 60 процентов грузов, поступающих в страну автомобильным транспортом. В 2007 году на таможенных постах столичного региона оформлено 18,6 миллиона тонн товаров статистической стоимостью 61,4 миллиарда долларов, большая часть из которых обработана таможнями Москвы. Для ввоза такого объема грузов используется свыше миллиона большегрузных автомобилей в год. Прохождение основных транспортных коридоров и размещение таможенных служб способствовало формированию на базе московского транспортного узла национального торгово-распредели-тельного центра, в котором сосредоточено около 70 процентов от общего объема складских площадей России.
Вторая причина связана с растущими темпами строительства жилья в Москве и Подмосковье. Только в прошлом году здесь ввели в строй 12,4 млн кв. метров. Сейчас Москва во многом исчерпала свои градостроительные ресурсы, поэтому в будущем основные объемы жилищного строительства планируются на территории Московской области, в зоне, опоясывающей столицу. Планами застройки предусматривается возведение около 77 млн кв. м жилья. А развитие транспортной инфраструктуры существенно отстает от таких стремительных темпов жилищного строительства. Это приводит к тому, что некоторые районы новой застройки оказываются практически отрезанными от системы скоростного пассажирского транспорта, не имеют удобных выездов на магистральную дорожную сеть.
С авто - на поезд
С учетом сложившейся кризисной ситуации каким видам транспорта будет отдан приоритет?
Развитию скоростного внеуличного общественного транспорта - метрополитену и железнодорожным электричкам. Будем строить транспортно-пересадочные узлы. Планируется сформировать комплексную систему управления спросом на передвижения. Ее основная задача - сохранить удельный вес числа передвижений, совершаемых на легковых автомобилях, на уровне существующих сегодня 20 процентов при росте общего числа поездок в городе Москве с 10 миллиардов до 12,5 миллиарда.
Сегодня только на железнодорожном транспорте возможно обеспечить существенное увеличение объема пассажирских перевозок. Поэтому на перспективу ставится задача превратить железнодорожное сообщение из пригородного в пригородно-городское. Это позволит в два раза увеличить объемы перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте - с 800 миллионов человек до 1,6 миллиарда в год.
Но для этого надо развивать Московский железнодорожный узел, организовать новые линии движения. Необходимо построить 365 км дополнительных путей на радиальных направлениях железных дорог, 93 км - на Большом магистральном обходе и 88 км - на Малом кольце. Уже предусмотрена реконструкция 11 пассажирских и технических станций. Кроме того, предусмотрено развитие пригородных и межрегиональных перевозок поездами повышенной комфортности на всех радиальных направлениях в сообщении с районными центрами Московской области и соседними регионами. Часть грузовых дворов будет вынесена за границу Московской области или перепрофилирована для обеспечения завоза грузов в столицу. Планируется развитие дальних железнодорожных обходов Москвы для вывода транзитного грузового движения, создание сети контейнерных терминалов и транспортно-распределительных центров, обеспечивающих снабжение Московского региона грузами, и формирование сетевых грузопотоков.
Поток пассажиров в Москву из области скоро возрастет с 315 тысяч в утренние часы пик до 440 тысяч человек. 62 процента людей пользуется именно железной дорогой. Какие их ждут перемены?
Повышение качества пригородных перевозок в Московской области предполагается за счет увеличения интенсивности движения поездов, организации экспрессов на всех радиальных направлениях и применения более совершенного подвижного состава. Организация перевозок скорыми электропоездами предусматривается на всех радиальных направлениях с наиболее крупными районными центрами - Крюково, Лобня, Пушкино, Сергиев Посад, Подольск, Переделкино, Одинцово, Нахабино.
Уже сейчас аэропорты и вокзалы города начинают связывать железнодорожные нити, планируется ли расширение таких сетей?
Для улучшения качества перевозок пассажиров и уменьшения нагрузки на улично-дорожную сеть все аэропорты Московского авиаузла будут связаны с железнодорожными вокзалами города. На расчетную перспективу объем пассажирских перевозок между аэропортами и Москвой прогнозируется на уровне 20 миллионов человек в год, что потребует организации скоростного пассажирского сообщения.
Вдоль по улице
2,5 миллиона жителей Москвы проживают в крупных жилых массивах, не имеющих метрополитена. Будет ли сокращаться отставание в сооружении линий метро, которое составляет более 100 км?
Для сокращения перегрузки действующих линий метрополитена предусматривается строительство 79 км новых линий, 43 станции и 7 депо метрополитена к 2015 году. Когда это будет сделано, общая протяженность сети метрополитена в Москве возрастет с 292 км до 371 км. А за счет строительства третьего контура метрополитена появится возможность подключения новых направлений, принимаемых из Московской области.
А какие перспективы развития уличной и дорожной сети?
Она будет расширяться. В планах - ввод в городе новой трассы Москва - Санкт-Петербург за счет строительства Бусиновской транспортной развязки и участка Фестивальной улицы и транспортной развязки с продолжением до Четвертого транспортного кольца. Его поэтапное формирование в перспективе обеспечит связь между новыми радиальными дорогами. К 2015 году планируется построить и реконструировать 95 км улично-дорожной сети и 39 транспортных сооружений. И доля магистральной сети, работающей в режиме перегрузки, будет снижена с 80 до 60 процентов.
Также предусматривается преобразование радиально-кольцевой структуры опорной автодорожной сети Московского региона в сетевую с развитием хордовых автодорог. Они разгрузят Московскую кольцевую автомобильную дорогу и головные участки федеральных автомобильных дорог. Всего заложено в программе строительство и реконструкция 1172 км региональных автомобильных дорог.
Не менее злободневный вопрос и безопасность дорожного движения.
Безусловно. И в программе развития транспортного комплекса Московского региона предусмотрены мероприятия по повышению безопасности движения. Они включают в себя разработку схем совершенствования организации движения транспортных и пешеходных потоков, строительство внеуличных пешеходных переходов, а также формирование транспортно-пешеходных зон и улиц спокойного движения, строительство разделительных полос на городских магистралях, ликвидацию железнодорожных переездов в одном уровне с городскими магистралями. Не будут обойдены вниманием и парковки на улицах, и перехватывающие паркинги.
Однако важно принципиально решить вопрос по управлению организацией дорожного движения. Сейчас функции формирования государственной политики в области организации дорожного движения не закреплены ни за одним министерством и ведомством. Минтранс готов взять их на себя.
А на федеральном уровне какие меры предусматриваются для развития московского узла?
Это прежде всего развитие автомобильных дорог федерального значения, имеющих наибольшую интенсивность движения. В Московском регионе начнет формироваться система платных автомагистралей, для создания которой предусматривается строительство скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной дороги М-1 "Беларусь", реконструкция автодороги М-4 "Дон". Будет построена Центральная кольцевая автомобильная дорога, которая станет инфраструктурной основой логистической системы Московского транспортного узла.
И какой экономический эффект даст в итоге реализация программы? Какие ориентиры можно дать тем регионам, которые могут пойти по следам Москвы и Подмосковья?
Суммарный эффект от реализации программы развития транспортного комплекса Московского региона оценивается в 7,2 триллиона рублей. Прирост валового регионального продукта Московского региона по сравнению с прогнозируемым значением может составить 16,6 процента, а рост товарооборота - 17 процентов, объема инвестиций в основной капитал - 15,9 процента. И это за двадцать лет. Согласитесь, есть за что бороться.
Левитин Игорь Евгеньевич.
Родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково Одесской области.
В 1973 году окончил училище Военных железнодорожных войск и военного сообщения в Ленинграде. В 1983 году окончил Военную академию тыла и транспорта. Специальность - "инженер путей сообщения".
С 1970 года служил в рядах Вооруженных сил. С 1973 по 1976 год служил в Одесском военном округе на Приднепровской железной дороге. С 1976 по 1980 год проходил службу в Южной группе войск.
С 1983 по 1985 год занимал пост военного коменданта железнодорожного участка и станции Ургал на БАМе. С 1985 по 1994 год работал на Московской железной дороге в должности военного коменданта участка, а затем - заместителя начальника военных сообщений. С 1996 по 2004 год работал в ЗАО "Северстальтранс", с 1998 года - заместитель генерального директора компании. Курировал тему транспортного машиностроения, железнодорожных перевозок и работу морских портов. Входил в Общественный совет при правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта.
9 марта 2004 года назначен министром транспорта и связи РФ. Указом президента РФ от 20 мая 2004 г. N 643 назначен министром транспорта Российской Федерации.
Владимир Путин, председатель правительства РФ:
- Для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура - это поистине дорога в будущее. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития, не говоря об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации, для повышения трудовой мобильности и возможностей коммуникации, для открытия новых месторождений.
4,9 триллиона рублей потребуется на реализацию мероприятий по развитию транспортного комплекса Московского региона на 2010-2015 годы.
За счет средств федерального бюджета будет потрачено свыше 2,3 триллиона, бюджета Москвы - более 1 триллиона и Московской области - 141,5 миллиарда рублей. Внебюджетные инвестиции составят свыше 1,3 триллиона рублей
В составе Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" предусмотрено финансирование развития Московского транспортного узла за счет средств федерального бюджета в объеме 979 миллиардов рублей, что составляет 42 процента от потребности. За счет этих средств решаются задачи развития аэропортов, железнодорожного и речного транспорта, строительства автомобильных дорог федерального и регионального значения
В федеральной целевой программе не предусмотрено финансирование ряда объектов развития дорожной сети и метрополитена Москвы, без которых невозможно обеспечить решение транспортных проблем Московского региона. Минтранс России предлагает предусмотреть дополнительное выделение средств из федерального бюджета