При посредничестве правозащитников в среду вечером грузинской стороне было передано 83 человека, осетинской - 12. Обмен заложниками происходил на одном из постов российских миротворцев.
Несмотря на подписанный протокол, в котором стороны взяли на себя обязательство продолжить контакты, связанные с поиском и возвращением военнопленных, процесс переговоров шел сложно. Россия, выступавшая гарантом безопасности людей, неоднократно обвиняла Грузию в срыве запланированного обмена. И только при участии комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга бывшие узники смогли обнять своих родных и близких.
В Южной Осетии Хаммарберг был в конце минувшей недели. В воскресенье он встречался с жителями села Хетагурово, первым принявшего на себя удар агрессоров. Часть жителей этого села попала в плен. И когда грузинские вояки в панике бежали, бросив технику, ополченцы захватили нескольких из них в надежде обменять на своих земляков. Они обращались с пленными по-человечески, в надежде, что так же и грузины относятся к их близким людям. Однако все попытки найти взаимопонимание с грузинскими властями заходили в тупик. Узнав об этом, европейский омбудсмен предложил передать ему грузинских пленных в одностороннем порядке, пообещав сделать все возможное, чтобы вернуть осетинских заложников.
Среди них был и сотрудник местного МВД Олег Икаев, о судьбе которого мы рассказали вчера ("РГ" от 28 августа). И после того как газета ушла в печать, выяснилось, что Олег уже на свободе. Напомним, он бросился спасать жену, узнав, что ее увезли грузинские солдаты, и сам был пленен. Его супруге Рите Бестаевой через трое суток удалось чудом вырваться на свободу, а о судьбе мужа она ничего не знала целых три недели. И вот они наконец встретились и смогли обнять друг друга.
- Олег рассказал, что первые дни его перевозили с места на место и избивали, - говорит исполняющий обязанности главы МВД Южной Осетии генерал-лейтенант Михаил Миндзаев. - Но потом обращались нормально. Мы ведь все это время контактировали с нашими коллегами из грузинской полиции, которые запретили трогать нашего сотрудника.
Как уже сообщалось, многие грузины, оказавшиеся во время военного конфликта на территории Южной Осетии, спасались от артобстрелов и возможного самосуда в здании местного МВД. Всего, по словам Миндзаева, их было 154 человека. Стариков и женщин передали грузинской стороне практически сразу после завершения боевых действий, остальные проходили проверку. Часть из них оказалась членами диверсионных групп, а свыше 80 человек - мирные жители. И всем им в изоляторе временного содержания Цхинвала пришлось провести три недели.
- Тут, конечно, не санаторий, но другого места, где им была бы гарантирована безопасность, просто нет, - поясняет генерал. - Мы были давно готовы вернуть этих людей грузинской стороне, однако там не проявляли никакой заинтересованности в судьбе ни живых ни мертвых соотечественников. Тела погибших не забирали, сколько мы ни просили об этом. И только благодаря вмешательству комиссара Совета Европы по правам человека ситуация разрешилась.
В среду Томас Хаммарберг вернулся из Тбилиси в Цхинвал. Он посетил изолятор временного содержания, где беседовал с задержанными грузинами. Те рассказали, что были сыты и что с ними хорошо обращались. Омбудсмен поблагодарил сотрудников милиции за спасение жизни людей.
Грузинские пленные спасались от артобстрелов и возможного самосуда в здании МВД Южной Осетии.