29.08.2008 03:00
    Поделиться

    Дефицит отечественного авиапарка может быть восполнен за счет импортных самолетов

    Что поможет сбить цены на авиабилеты

    В последние годы, несмотря на дороговизну билетов, воздушные перевозки пользуются повышенным спросом у населения. Однако есть много "но". О проблемах в отрасли рассказал руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Евгений Бачурин.

    Евгений Викторович, к середине 2008 года общий дефицит машин до 50 кресел у отечественных авиаперевозчиков превысил 170 единиц. Поможет ли решить проблему парка на региональных линиях снятие таможенных пошлин на ввоз в Россию импортных самолетов?

    В ближайшие шесть лет отечественные производители не планируют выпуск самолетов вместимостью до 50 кресел. Только к 2015 году может появиться на региональных линиях Ан-140. Поэтому временное введение нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на воздушные суда для перевозки пассажиров на региональных и местных воздушных линиях было бы очень кстати. Это позволит обновить парк, сделать его более безопасным и менее топливноемким.

    Сегодня регулярные региональные рейсы осуществляют 80 компаний. Средний возраст их авиапарка - около 30 лет. Большинство машин, по прогнозам экспертов, будет списано со службы к 2015 году. К этому времени наши производители не смогут обеспечить их замену. И, если не решиться на отмену пошлин, которые на первый взгляд работают против российской экономики, то авиаперевозки на социально значимых маршрутах, особенно в районах Крайнего Севера, не будут развиваться. Беспошлинный ввоз сейчас необходим авиации как воздух. Иначе к 2015 году дефицит парка на региональных линиях может составить более 600 единиц.

    А как обстоит дело с аэропортами?

    Износ авиатранспортной инфраструктуры, особенно в регионах, доходит до критической отметки в 80 процентов. Число действующих российских аэропортов за последние 15 лет сократилось почти на тысячу - с 1302 до 330. Критичное сокращение авиаплощадок существенно снизило доступность воздушного транспорта для населения, особенно в отдаленных регионах. А ведь на Крайнем Севере авиация подчас единственный вид транспорта.

    Однако проблема не остается без внимания. В прошлом году на сохранение и развитие аэропортов потрачено 19,2 миллиарда рублей. В этом году выделено порядка 20 миллиардов. В рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы" инвестиции из госбюджета намечено увеличить до 50-70 миллиардов рублей в год.

    Достаточно ли этих средств на полноценное восстановление "причалов для самолетов"?

    Конечно, нет. Регионы и сами должны по мере своих возможностей развивать аэропортовую инфраструктуру. Хотя далеко не все могут себе это позволить. Тем не менее 11 регионов подписали соглашение о намерениях по передаче им в собственность аэропортов. В списках региональной собственности появятся скоро башкирские, татарские, удмуртские, свердловские, челябинские и ставропольские аэропорты.

    А что делать тем регионам, где средств еле хватает на необходимое соцобеспечение?

    Росавиация предлагает создавать федеральные казенные предприятия (ФКП). В Якутии уже успешно действует ФКП "Аэропорты Севера", руководство которого смогло даже повлиять на ценовую политику местных перевозчиков и снизить стоимость внутренних перелетов несмотря на дорогой керосин. Сейчас ведется работа по созданию ФКП "Аэропорты Сахалина" и "Аэропорты Чукотки" .

    Предусматривает ли федеральный бюджет помощь населению при полетах с Крайнего Севера в столицу?

    Уже утверждена федеральная программа субсидирования авиаперевозок из районов Дальнего Востока и Сибири в центральную часть страны. В бюджете 2009 года заложено около 2,5 миллиарда рублей на эти цели, а в последующие два года планируется истратить почти по 3 миллиарда. Столько же зарезервировано и для внутренних перевозок в регионах. Но средства получат лишь те регионы, кто подпишет с Министерством транспорта РФ соглашение об участии в финансировании местных авиаперевозок.

    Но авиакеросин все-таки дорожает. Какие меры предлагает агентство для стабилизации цен?

    Мы предлагаем комплекс мер по топливообеспечению авиаперевозок. Нужно изменить подход к самой организации топливозаправки, это одно из условий снижения цены на авиакеросин. Необходимо оставить за топливозаправочными комплексами (ТЗК) аэропортов только заправку самолетов и хранение топлива, а вот поставку горючего, ее закупку переложить на плечи независимого поставщика и авиакомпании. При этом государственное регулирование Федеральной службой по тарифам услуг хранения и заправки будет совсем не лишнним. Такие меры должны обеспечить свободный доступ к хранилищам топлива, исключить монополизм в аэропорту и уменьшить топливную составляющую перевозок.

    А что еще поможет сбить цены на аваибилет?

    У самолетов меньше расход топлива, как и у автомобилей на хорошей дороге. Реконструированные взлетно-посадочные полосы, идеальные рулежные дорожки и хорошо организованные стоянки для самолетов положительно отразятся на стоимости билетов. Кроме того, оптимизация движения воздушных судов по аэродрому тоже будет не лишней. По подсчетам экспертов, это даст экономию до 5 процентов от стоимости перевозки. Спрямление воздушных трасс и сокращение времени нахождения самолетов в зоне аэропорта может "уценить" билет на 10 процентов.

    Кстати

    За последние шесть лет объемы воздушных перевозок в России увеличились на 75 процентов. По оптимистическим прогнозам, к 2020 году эти показатели вырастут в три раза

    Справка

    Управление надзора за безопасностью полетов в гражданской авиации Ространснадзора проанализировало состояние безопасности полетов в гражданской авиации в первом полугодии 2008 года. За этот период произошло 14 авиационных происшествий, в которых погибли 39 человек. На земле повреждено 24 самолета. С вертолетами коммерческой авиации произошло 5 авиапроисшествий, в которых погибли 20 человек. Количество авиационных происшествий сохранилось на уровне аналогичного периода прошлого года, но возросла тяжесть последствий.

    Без права подняться в небо остались региональные компании Воронежское АСО, ФГУП "Киренское авиационное авиапредприятие", ЗАО Авиакомпания "Юг-Авиа", ООО "Авиационная компания "Авиаст Эйр", Надымспец-авиа, АВИАПРАД, ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесохрана". Крупные же перевозчики стали больше уделять внимания безопасности полетов. У них нет желания попасть в "черный список" ни в России, ни в Европе

    Поделиться