Красноярск продолжает борьбу с пробками на дорогах

Специалисты уверены: расширение магистралей лишь на время решит проблему автомобильных заторов. Будущее - за новыми технологиями управления транспортными потоками.

Произошло почти невероятное - удалось избавиться от тромбов на самых проблемных магистралях города. Первой ласточкой стала улица 9 Мая. Затем расширили проезжую часть на Игарской, Ленина и Партизана Железняка. С помощью научных разработок улучшена логистика движения на Копыловском мосту. Началось строительство развязки в районе улицы Матросова. По Белинского скоро машины полетят семью полосами. Для этого даже пришлось немного потеснить памятник основателю Красноярска Андрею Дубенскому.

Предстоящее строительство четвертого моста через Енисей обещает дополнительную разгрузку.

Как подчеркнул начальник департамента городского хозяйства мэрии Виктор Ящук, сейчас работы ведутся по трем основным направлениям. До конца года необходимо закончить капитальный ремонт на 10 городских магистралях, остальные реконструируют в 2009-м. Параллельно реконструируют внутриквартальные дороги - на реализацию этого проекта из казны краевого центра выделяется 250 миллионов рублей. Планируется отремонтировать более 600 объектов общей площадью почти 330 тысяч квадратных метров. Третье направление - текущую реставрацию покрытия - курирует департамент городского хозяйства. До конца года необходимо закончить работы на 342 объектах площадью больше 240 тысяч квадратных метров.

В два миллиарда рублей обошлось казне дорожное строительство в прошлом году. Полтора миллиарда на эти цели направлено нынче.

Однако, по мнению экспертов, все это лишь на время снизит остроту "пробочной" проблемы.

- Число машин растет с каждым годом, и уже скоро новые многополосные магистрали не будут справляться с потоком, - уверен руководитель одного из красноярских автоклубов Андрей Сытин. - К тому же бесконечно расширять проезжую часть невозможно. Необходимо внедрять новое оборудование. К примеру, камеры видеонаблюдения на перекрестках, дисциплинирующие водителей. Нередко ведь именно их лихачество приводит к авариям, а значит, и к пробкам.

- Развитие сети - это только один из методов решения проблемы автомобильных заторов,- подтверждает и завкафедрой безопасности дорожного движения СФУ Александр Фадеев. - Одновременно надо ограничить движение и установить приоритет общественного транспорта перед личным. Тогда люди поймут: на автобусах и троллейбусах передвигаться быстрее.

Последнюю идею городские власти в свое время попытались реализовать - общественному транспорту отвели отдельные полосы, но "чужой территорией" тут же воспользовались все остальные.
- Это неправильный подход, - продолжает Фадеев. - Необходимо было поставить препятствие, мешающее "посторонним" въезжать на такие участки. Либо использовать зарубежный опыт, когда автобусная полоса выносится на сторону встречного движения.

В этом году должен завершиться монтаж системы управления транспортными потоками через спутник. Рассматривается также возможность установки специального оборудования, адаптированного с уличными светофорами. Некий аналог системы "свой-чужой", которой оборудованы военные самолеты и комплексы ПВО. При приближении автобуса к светофору, снабженному такой системой, должен загораться зеленый свет.

А как у соседей

Новосибирск

Интенсивность движения по двум автомобильным мостам через Обь - более 180 тысяч машин в сутки, поэтому пробки на них - явление ежедневное. Специалисты предупреждают: к 2010 году число автотранспорта достигнет такого уровня, что мосты полностью исчерпают пропускную способность. Именно поэтому проект разрабатывается невиданно быстрыми темпами: разрабатывается проект третьего моста.

По словам главного архитектора "Гипротрансмоста" Андрея Горюнова, параллельно идут геолого-изыскательские работы, к которым привлечены несколько новосибирских институтов и организаций. Новый мост с тремя многоуровневыми транспортными развязками соединит федеральную трассу М-51 "Байкал" и будущий южный обход Новосибирска.

Кроме того, предстоит оптимизировать работу общественного транспорта. Сегодня 230 его единиц подключено к автоматизированной системе управления "Навигация", соединенной через спутник с единой диспетчерской. В 2009-м к АСУ подключат все автобусы и троллейбусы. Пока система работает в режиме GPS, но уже планируется ее перевод на российскую ГЛОНАСС.

Установка на основных развязках города еще одного "космического" новшества - информационных табло - начнется в конце 2008 года. Пассажиры смогут видеть расписание, узнать местоположение транспорта и реальное время его прибытия. Первые табло появятся на остановках "Речной вокзал" и "Вокзал Новосибирск-Главный". На очереди - площади Калинина и Карла Маркса, Цветной проезд в Академгородке и микрорайон Родники.

Кемерово

Проблема транспортных пробок в столице Кузбасса не очень остра. Город довольно молодой, территория исторической части незначительна. Да и генплан изначально предусматривал параллельные улицы. Но город расположен на федеральной трассе, по которой идет мощный транзитный поток. Две кольцевые автодороги и два моста через Томь уже не справляются. Поэтому городские власти всерьез опасаются, что через несколько лет кемеровские улицы будут напоминать московские.

Спасение видится в стратегическом развитии транспортной сети. Близка к завершению разработка концепции, включающей в себя замыкание большого и малого транспортных колец, строительство двух новых мостов и множества разноуровневых дорожных развязок.

По мнению начальника городского управления транспорта, связи и организации дорожного движения Евгения Курапова, только такие масштабные меры позволят реально предупредить угрозу транспортного коллапса. Для их воплощения муниципалитет намерен обратиться за помощью к Федерации: в одиночку городской бюджет подобные задачи не осилит.

Иркутск

Движение машин в центре города практически парализовано - идет масштабный ремонт дорог. На такой шаг мэрия пошла сознательно. Строительный сезон короток, всего пять месяцев. Если ремонтировать улицы поочередно, то историческая часть Иркутска на ближайшие несколько лет стала бы в буквальном смысле непроезжей.

- Зато в ближайшую десятилетку реконструированные улицы уже не придется перекрывать, мы ведь провели там все мыслимые работы - от замены коммуникаций до укладки нового асфальта, - говорит Сергей Чертков, начальника городского департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта.

Всего в Иркутске мэрия запланировала отремонтировать 40 объектов. Главный упор - на центр. Акцент делается на качестве. По словам Черткова, проектно-сметную документацию на каждую улицу мэрия заказывает сама. Дорожная одежда меняется полностью, при этом на новое основание монтируется георешетка, напоминающая сетку-рабицу. На больших магистралях впервые укладывается асфальтобетон типа А. Он отличается особой прочностью и не боится морозов.

Барнаул

В последние годы транспортные пробки для краевого центра - настоящая головная боль. Местные дороги способны пропускать 80 тысяч автомобилей, а их сегодня в несколько раз больше.

По мнению специалистов, решить проблему заторов путем оперативной организации дорожного движения в скором времени вряд ли удастся. При этом зампредседателя комитета по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи администрации города Александр Дементьев заявил, что строить и реконструировать дороги, развязки и другие фундаментальные объектов за счет городского бюджета невозможно.

Ситуация усугубляется тем, что Барнаул от других городов отличает нерациональная топология построения улиц. В старой части города они расположены прямоугольниками, что позволяет оптимизировать схему движения общественного транспорта, в новой же - хаотично. По заданию краевого ГИБДД за счет средств региона был разработан специальный проект, предусматривающий расширение проспекта Ленина до 11 метров. Планируется максимально увеличить и число парковочных мест. Кроме того, в следующем году здесь полностью отремонтируют асфальтобетонное покрытие.

Омск

По официальным данным, ежегодно количество машин в городе увеличивается на две тысячи, и сегодня его автопарк насчитывает порядка трехсот тысяч автомобилей. Конфигурация омских улиц такова, что оставляет очень мало пространства для маневра. Даже незначительная авария способна закупорить движение намертво, не говоря о закрытии на ремонт одной из оживленных трасс.
Сегодня власти взялись за реконструкцию улицы Орджоникидзе. Дорожное полотно здесь планируют расширить более чем в полтора раза. Обратный эффект долгожданного ремонта - параллельные улицы Красный путь и Герцена в час пик забиты под завязку.

- Мы пытаемся решить проблему заторов, - делился с "РГ" начальник УГИБДД УВД по Омской области Евгений Ортман. - Дополнительно расставляем на оживленных перекрестках регулировщиков. Есть план восстановить автоматизированную систему управления дорожным движением, позволяющую обеспечивать так называемую "зеленую волну". Программа позволяет регулировать работу светофоров, однако обходится недешево. Ее финансирование будет вестись поэтапно до 2012 года.

Едва ли оздоровит ситуацию ввод в строй первой ветки метрополитена, которая почти не повлияет на разгрузку центральных магистралей мегаполиса. Зато в перспективе, когда, согласно генплану, сити-центр переместится на левобережье, эта ветка подземки будет очень кстати.

Возможно, навести порядок на омских улицах и прилегающих территориях удастся новому департаменту дорожной деятельности и благоустройства. Его появление около месяца назад одобрили депутаты городского Совета. Однако пока структура не имеет руководителя, так что о реальных планах и масштабах ее деятельности говорить рано.

Подготовили Эльвира Новикова, Григорий Кроних, Андрей Иванов, Вадим Кулешов, Екатерина Дементьева, Константин Ивигин.