Новости

02.09.2008 02:55
Рубрика: Экономика

"КрасЭйр" перехватили налоговики

Совет директоров компании перенес выход компании из кризиса на один день

Вчера вечером в минтрансе состоялось заседание совета директоров скандально известной компании "КрасЭйр", в которой государству принадлежит контрольный пакет.

На нем, говорят в минтрансе, "обсуждались меры по восстановлению платежеспособности компании". Однако до мер дело не дошло. Все снова занялись задержками рейсов авиакомпании. Сегодня совет директоров соберется вновь.

Но вариантов для принятия решения остается все меньше. Кредиторы ломятся во все двери.

Помимо топливников, претензии к компании предъявили и налоговики. Сегодня компания попытается оспаривать их иск о недоимках в 1,5 миллиарда рублей.

Какие антикризисные меры могут быть предложены, чтобы вытащить компанию из набирающего обороты скандала, пока не известно. Только за топливо альянс "ЭйрЮнион", напомним, задолжал более 1 миллиарда долларов.

Причем большая часть долгов приходится на "КрасЭйр". Претензии налоговиков по сравнению с долгами за керосин - это капля в море. Но, если налоговики докажут свою правоту, то, считают эксперты, дело может дойти до уголовной ответственности.

Компания, по сообщению СМИ, по сути, обвиняется в создании фирм-однодневок для ухода от налогов. Самолеты и двигатели, находившиеся у "КрасЭйр" в лизинге, якобы перепродавались через цепочку фирм, из-за чего цена имущества возрастала. Но и выигрыш в суде не даст компании много шансов, поясняет аналитик Елена Сахнова: "Если суд, который состоится сегодня, решит вопрос в пользу "КрасЭйр", и 1,5 миллиарда рублей останутся на счетах компании, то их не хватит даже на керосин".

Число и суммы претензий меж тем растут с каждым днем. На 22 сентября намечено заседание Красноярского арбитражного суда по иску компании "Ильюшин финанс Ко" о банкротстве "КрасЭйр" за неуплату лизинговых платежей на 4 миллиона долларов. А всего, считает "Ильюшин", ему не доплачено более 20 миллионов долларов.

Поскольку денег у "КрасЭйр" нет, то скорее всего дело дойдет до ареста имущества авиакомпании. Но сделать это будет непросто. Так, по словам эксперта Олега Пантелеева, большая часть "Боингов" в парке компании взята в долгосрочную аренду у иностранных фирм. Наложить на них арест будет невозможно. Остальные самолеты "КрасЭйра" - машины еще советского производства и особой ценности не представляют.

Уже вторую неделю на рынке активно муссируются слухи о банкротстве компании. В СМИ появилась информация, что на этом якобы настаивают Росимущество и будущий главный акционер компаний альянса - госкорпорация "Ростехнологии". Однако ранее госкорпорация сообщала, что они не заинтересованы в таком исходе. Кстати, именно под ее гарантии компаниям выделялось топливо, в том числе из Росрезерва. Никакой официальной позиции по поводу банкротства не высказывало и руководство Росимущества, сказали корреспонденту "РГ" в пресс-службе ведомства. Напомним, на прошлой неделе глава минтранса Игорь Левитин также заявил, что правительство не заинтересовано в банкротстве компаний.

Вчера днем против банкротства "ЭйрЮниона" выступил и главный "керосиновый" кредитор альянса - генеральный директор торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский. Он выступил с идеей срочно создать комитет кредиторов "ЭйрЮниона", ввести антикризисное управление, заменить нынешний менеджмент компаний на профессионалов, пользующихся доверием, и оздоровить финансовое положение компаний.

Теоретически это сделать можно, но скорее всего рассчитывать на это не стоит, комментирует аналитик Елена Сахнова. Успехов эксперт не ждет и от решений совета директоров "КрасЭйра". Альянс не был стабильной компанией, которую взяли и разворотили, говорит Сахнова: "Полетами в долг авиакомпании "ЭйрЮнион" занимались более двух лет. Пытаясь латать дыры, они могли бы протянуть еще 3-5 месяцев. Каковы бы ни были решения советов директоров ни "КрасЭйр", ни "Домодедовских авиалиний", они ничего уже не изменят - альянс спасти не удастся".

По данным, опубликованным на сайте "КрайсЭйр", по итогам первого полугодия долги компании составили более 16 миллиардов рублей. Уровень дебиторской задолженности - более 8 миллиардов рублей. При этом рентабельность компании, по данным аналитиков, была практически нулевой.

Тем временем

На этой неделе альянсом займется Счетная палата. На заседании ее коллегии 5 сентября планируется рассмотреть вопрос о включении проверки "ЭйрЮнион" в план работы СП контрольных мероприятий, подтвердили вчера корреспонденту "РГ" в пресс-службе ведомства. Но когда контролеры начнут проверять компании, пока не известно. В прошлую пятницу вопрос о привлечении руководителя Росавиации Евгения Бачурина к административной ответственности в связи с многочисленными задержками авиарейсов поставила Генпрокуратура.

Экономика Экономика Транспорт Авиатранспорт Правительство Минтранс Финансовые проблемы авиаперевозчиков