В сентябре Бюджетный кодекс ожидает получить очередную порцию поправок. Речь идет об усилении контроля за эффективностью бюджетных расходов. Доходы бюджетов всех уровней растут, что позволяет увеличивать и расходы. Бедных регионов становится все меньше. Однако местные власти не прочь прибегнуть к помощи федерального бюджета, несмотря на рост профицитов бюджетов.
Как показали итоги первого полугодия текущего года, большинство регионов имеют профицит бюджета. По итогам года профицит консолидированных бюджетов должен составить порядка 50-60 миллиардов рублей, посчитал замминистра финансов РФ Антон Силуанов. Общий объем доходов региональных бюджетов без учета финансовой помощи вырос на 38 процентов к уровню прошлого года. Общий рост профицита региональных бюджетов за первое полугодие года составил около 100 миллиардов рублей: 473 миллиарда на 1 июля 2008 года по сравнению с 270 миллиардами на тот же период прошлого года.
По данным минфина, лишь три российских региона исполнили свои бюджеты к 1 июля с дефицитом. Это Вологодская область, Камчатский край и Чукотский автономный округ. Однако, считают в минфине, ситуация с дефицитом не является негативной, поскольку регионы берут кредиты, осуществляют расходы на развитие. Отсюда и формируется дефицит.
Что касается Чукотки, то, напомнил Силуанов, здесь проблема в другом. Регион потерял около 60 процентов налоговых доходов из ухода "Сибнефти". Поэтому федеральный бюджет оказывает округу помощь. В частности, в 2009 году объем такой помощи запланирован в размере двух миллиардов рублей. Помимо этого, отчитался замминистра, регион привлекает большой объем кредитных ресурсов, связанных с реализацией крупных инвестиционных проектов в золотодобычи. Планируется, что эти проекты заработают уже в 2011 году, тогда налоговый потенциал области будет увеличиваться.
О том, что доходы регионов будут расти, минфин предупреждал еще два года тому назад. Никто в это не верил, так как в России насчитывалось лишь 15 регионов-доноров. Остальные не могли обходиться без помощи федерального центра. Но рост, который произошел, поверг в изумление чиновников. А вся "вина" лежит на бизнесе, который переходит на легальные схемы работы, что и пополняет бюджеты. Причем, отмечают в минфине, касается это не только богатых регионов, но и их бедных соседей.
Правда, пока региональные и местные органы власти не до конца ощутили рост собственного благополучия, пытаясь по старинке просить помощи у центра. Федеральная казна будет помогать. Средства в бюджете для этого заложены. В частности, для поддержания бюджетного профицита президиум правительства, отметил Силуанов, одобрил выделение дотаций некоторым регионам. Так, 3,2 миллиарда рублей на компенсацию расходов, связанных с ростом цен на мазут, получат Камчатский край, а также и Приморье, Астраханская и Мурманская области. Это одна из мер, которая позволит им пройти отопительный сезон без сбоев и чрезвычайных происшествий.
Более миллиарда рублей выделяется Алтаю, Ингушетии, Якутии, а также Ставропольскому краю на ликвидацию последствий стихийных бедствий. 250 миллионов рублей получат в Марий Эл, чтобы компенсировать расходы, полученные от проведения 7 Всероссийских сельских летних спортивных игр. Не исчезнут, к слову сказать, и трансферты из федерального бюджета. Чтобы их получать и впредь, регионы к концу года покажут куда меньший профицит. Связано это с тем, считает Силуанов, что бюджетная политика регионов столь же консервативна, как и политика федерального правительства. Поэтому власти предпочитают перестраховываться и в случае необходимости принимать дополнительные решения по распределению допдоходов на увеличение расходных статей. Причем, главная из них идет на рост зарплат местных чиновников и бюджетников. А призывы о помощи к федеральному бюджету остаются.
В этой связи минфин и намерен усилить контроль за эффективностью всех расходов. Правда, признаются сами эксперты, посчитать неэффективность трат госорганов довольно сложно, так как непонятно, с чем сопоставлять показатели. Последние исследования на сей счет делали в МВФ. Специалисты фонда пришли к выводу, что эффективность госрасходов, к примеру, в области здравоохранения составила около 70 процентов. Это означает, что достигнуть полученных результатов можно было бы, потратив на 30 процентов меньше "государевых" средств.
Тем не менее эксперимент проведен будет. Чтобы просчитать эффективность, в минфине большое значение придают развитию аудита. Правда, в поправках не сказано об обязательном введении аудита. Но их рекомендательный характер на практике приведет к обязательности. Тем более что брать пример есть с кого. Сейчас в обязательном порядке аудит эффективности госрасходов проводит Счетная палата. Однако, считают эксперты, методика, которой пользуются эксперты ведомства, не является безупречной. Вполне вероятно, что методику аудита должны разработать сами министерства и ведомства, равно как и типовую схему его проведения с учетом отраслевых особенностей.