На фоне ползучей эскалации негатива отношений России с Западом чуть ли не по всему внешнеполитическому фронту финансово-экономическая составляющая этого процесса, к сожалению, также испытывает известное давление.
Впрочем, реакция деловых кругов неоднозначна. Причем более неоднозначна она, пожалуй, даже в России, что показывает разную зависимость российских отраслей и секторов экономики от торговли с Западом, а также движения транснационального капитала.
К тому же на российских рынках довольно болезненно сказываются снижение цены на нефть и все более мрачнеющие прогнозы состояния мировой экономики, чтобы их нервную реакцию можно было целиком списывать на политический фактор. Разумеется, минфин и Банк России уже неоднократно заявляли о своей решимости использовать накопленные "подушки безопасности" для поддержания стабильности рубля и банковской системы. Но, во-первых, помощь получат не все банки, а только те, которые считаются системообразующими.
Во-вторых, остаются еще фондовый рынок, внешняя задолженность и активы корпоративного сектора и самого государства. Вывод спекулятивного капитала при прогнозах индекса РТС к концу года до 1000-1200 пунктов столь же неизбежен, как и платежи по долгам. В свою очередь, это повлечет за собой уменьшение капитализации российских компаний и урезание их инвестиционных программ, снижение темпов экономического роста в 2009 году до 5-6 процентов.
В-третьих, не совсем прогнозируется и реакция определенной части российского капитала, особенно в случае, если влияние политического фактора достигнет "точки кипения". Серьезные иностранцы никогда не откажутся от российского рынка сбыта и выгодных инвестиционных проектов. Более того, они будут стараться удержать развитие ситуации от радикальных сценариев. Но поведение их российских коллег, имеющих активы на Западе и компании, находящиеся в формальной юрисдикции западных финансовых властей, гораздо менее предсказуемо. Оценки варьируют в широком интервале от 300 до 800 миллиардов долларов капиталов в офшорах, контролируемых не всегда на юридически прозрачных основаниях. Значительная часть из них реинвестирована в российскую же экономику, и если это реальные предприятия, то блокировка активов и счетов мало что решает, кроме безумного количества правовых коллизий и последующих неизбежных судебных разбирательств. Но многие из них "вмонтированы" и в реальный, легальный или "серый" российский бизнес за рубежом, в том числе и связанный с транснациональными корпорациями и финансовыми институтами. В этом случае последствия каких-либо радикальных решений и сценариев непредсказуемы.
Тем более что, в-четвертых, почти все официальные резервные активы России также размещены на Западе. Правда, здесь есть нюанс. Как указывают аналитики международного рейтингового агентства Fitch Ratings в интервью Reuters, обострение конфликта России с западными государствами может негативно повлиять на отношение иностранных инвесторов к России, однако не угрожает непосредственно суверенным рейтингам страны. Но единства мнений здесь нет. "В среднесрочной и долгосрочной перспективе аналитики рейтингового агентства Standard & Poor s могут принять решение об изменении кредитного рейтинга России",- заявил глава московского представительства Standard & Poor`s Алексей Новиков. Опять же, в случае принятий радикальных решений речь может зайти не только о стоимости, но и безопасности всех российских активов на Западе, включая официальные. Во всяком случае абсолютных гарантий от подобного сценария не рискнет дать никто.
Так хорошо торговали
Есть что России терять и во внешней торговле. По данным Росстата, в I полугодии 2008 года внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 372,9 миллиарда долларов США. Это составляет 148,6 процента к I полугодию 2007 года, в том числе экспорт - 238,0 миллиарда долларов (рост 153,1 процента), импорт - 135,0 миллиарда долларов (141,3 процента). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 103,0 миллиарда долларов США (в I полугодии 2007 года - 59,9 миллиарда долларов). Правда, скачок экспорта обеспечили в основном цены на энергоносители и черные металлы (от чего Запад не откажется), в то время как вывоз цветных металлов даже уменьшился, а древесины и продовольствия - топтался на месте. Но России удалось нарастить и экспорт машин и химической продукции, по которым могут быть применены чувствительные санкции, в том числе - к третьим странам.
Ну и, разумеется, мы чувствительны к импорту технологий, машин и оборудования инвестиционного назначения, активная динамика которого в последние годы свидетельствовала о начавшейся модернизации экономики.
Думается, однако, что до торговой войны дело не дойдет. Надо учитывать ухудшение состояния мировой экономики, когда рынки сбыта становятся на вес золота. "Международный валютный фонд сократил прогноз экономического роста в 2008 и 2009 годах во всех регионах мира", - в докладе, подготовленном для заседания "Большой двадцатки", сообщил Рейтер источник в G20.
МВФ ожидает, что прогноз экономического роста еврозоны в 2008 году составит 1,4 процента по сравнению с 1,7 процента в предыдущем прогнозе. Прогноз роста еврозоны в 2009 году был снижен до 0,9 процента с 1,2 процента.
Во втором квартале текущего года экономика еврозоны сократилась на 0,2 процента по сравнению с предыдущими тремя месяцами, что стало первым замедлением роста с тех пор, как было начато ведение статистики в 1995 году.
Оценка экономического роста в США в 2008 году не изменилась, оставшись на уровне 1,2 процента. В 2009 году, по мнению МВФ, рост в США составит 0,7 процента, тогда как ранее говорилось о 0,8 процента.
Фонд также предполагает, что мировая экономика в 2008 году вырастет на 3,9 процента, хотя во Всемирном экономическом прогнозе, опубликованном в июле, ожидался рост на 4,1 процента. Прогноз роста мировой экономики в 2009 году был сокращен до 3,7 процента с 3,9 процента.
В докладе МВФ говорится, что мировая экономика будет продолжать замедляться во второй половине года, сказал источник Рейтер. "Цены на сырье останутся высокими и волатильными", а "рыночный кризис продолжится и в 2009 году", добавил он.
Зачем нам дорогой кредит
С учетом этого нельзя однозначно относиться и к ужесточению денежно-кредитной политики Банка России. Даже несмотря на то, что такого курса сейчас все четче начинает придерживаться ФРС. Глава Федерального резервного банка Филадельфии Чарльз Плоссер вслед за своим коллегой из Далласа Ричардом Фишером выступил за быстрое изменение политики низких процентных ставок Федеральной резервной системы на фоне опасений роста инфляции, пишет газета The New York Times.
"Если мы будем медлить с изменением нынешней стимулирующей денежно-кредитной политики, то мы столкнемся с ускорением инфляции, что может обойтись очень недешево", - говорит Плоссер.
Сохранение ставки на слишком низком уровне создает "риск потери доверия к ФРС в отношении сдерживания инфляции", - сказал он на экономическом симпозиуме, организованном ФРБ Канзаса (цитируется по Рейтер).
На заседаниях в марте и апреле Плоссер выступал за повышение ставки, однако в июне и августе голосовал вместе с другими членами комитета за сохранение ставки на уровне 2,0 процента.
Финансовые рынки не ожидают, что ставка будет изменена на сентябрьском заседании, однако шансы на повышение стоимости заемных средств до конца 2008 года расцениваются как один к трем.