02.09.2008 00:00
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Шоу "Феномен" - тоска и скука

    Новый сезон стартовал бурно, если не сказать, буйно. Хроникальное ТВ питается вестями с Кавказа и откликами на них. А развлекательное вещание грозит таким паводком удовольствий и радостей, что непонятно: останется ли у владельца телевизора время на личную жизнь и общественно полезную деятельность?

    Калиостро снова в России?..

    Тем, кто давно выбросил телевизор на помойку, спешу сообщить о супер-шоу "Феномен" на канале "Россия". Теперь-то они поймут всю опрометчивость своего поступка.

    Дело в том, что после долгого перерыва в отечественном эфире появился человек, который гнет ложки, останавливает часы и чинит их, а также двигает предметы, не прикасаясь к оным. Это наш старый знакомец Ури Геллер, прославившийся еще до и Чумака. Он, если я правильно помню, как-то остановил часы на Биг-Бене.

    С часами на Спасской башне господин Геллер не рискнул проделать подобный эксперимент и использовал свою феноменальную способность для достижения более общественно значимых целей.

    Одна из них - выигрыш "Зенитом". Иностранец произнес в прямом эфире соответствующее заклинание, и оно воплотилось в жизнь. За это ему лично от меня как болельщика отдельное спасибо.

    К слову, отчего бы "Газпрому" не раскошелиться на британца и не взять его в штат клуба... Небось не дороже португальца Данни обошелся бы, а была бы наша.

    Но это все мелочи в сравнении с тем, что господин Геллер делает сегодня для России своим пятничным шоу. Шоу бодрит народ и вселяет в него уверенность, что чудеса на свете бывают, что каждый из нас в чем-то и до известной степени - сверхчеловек. И что все мы немножечко экстрасенсы.

    Один может читать чужие мысли, другой внушать свои, третий предвидеть будущее, четвертый разгадывать мелодию, которую напевает про себя другой человек.

    Наконец, отыскался молодой человек, который смог остановить свое сердце в прямом эфире, дать ему передохнуть, а затем снова его запустить.

    Что-то мне это напомнило... И, наверное, не мне одному. Ну, конечно, графа, прерывающего в фильме "Формула любви" свое сердцебиение, а потом непринужденно его возобновляющего.

    Честно говоря, в "Феномене" этот фокус был не очень волнующим, несмотря на присутствие реаниматолога рядом, переживания держащей руку на пульсе молодого человека возбужденной артистки Марины Голуб и его бабушки, находившейся среди зрителей.

    Да, этот аттракцион в шоу Ури Геллера шел в прямом эфире. Но было видно, что это хорошо отрепетированный спектакль в прямом эфире. Таковыми, тем более, казались все прочие подвиги феноменов из народа.

    Как зрелище шоу "Феномен" - тоска и скука.

    Как некое волшебство, как чудо из чудес представленные номера вообще не производят никакого впечатления. Видишь, что это либо ловкость рук, либо какое-то иное мошенничество. Сколько всего этого видели - в цирке и на эстраде...

    Ко всему прочему маги и волшебники, демонстрирующие свои паранормальные свойства, как один лишены толики человеческого обаяния и артистических способностей.

    Сам Ури Геллер, может, и , и аномален, и феноменален, но артист он никакой - только и способен, что тыкать указательным пальцем в лицо телекамеры и таращить глаза.

    У Первого было что ответить уже на этой неделе заезжему Воланду.

    Новодел надоел

    В город Сочи съехались звезды советской и постсоветской эстрады, чтобы себя показать и морально поддержать новое поколение феноменов от вокала.

    Феноменально в этом представлении было то, что не было королевы отечественного шоу-бизнеса Аллы Пугачевой, царившей и парившей на "Новой волне". Зато на Черноморском побережье возвышался столп отечественной эстрады - Иосиф Кобзон, отсутствовавший на побережье балтийском.

    Не знаю, как там в Сочи все это смотрелось, но мне в Москве показалось, что я нечаянно с Первого переключился на канал "Ностальгия", где регулярно показывают старые, советской выделки сборные концерты. Там они вызывают умиление, а "здесь и сейчас"...

    Умельцы с Первого канала подновили и расцветили декор, аранжировали "сборник" более разнообразным телевизионным показом. Отдельное им спасибо за ту телекамеру, что была, очевидно, водружена на крыше гостиницы "Жемчужина", откуда открывался вид на море и город, разумеется, были более динамичными, чем в былые времена. Во всю старались скрасить пафос мероприятия телеведущие Малахов, Чурикова, еще парочка молодых и ранних шоуменов. Но даже усилия опытных шоуменов-феноменов Ивана Урганта и Александра Цекало в последний день не смогли избавить меня от ощущения, что реставрация не удалась.

    Удался новодел официоза советской эстрады. Смотреть было так же неловко, как встретить давно знакомую даму сразу после "подтяжки": улыбка неестественная, мимика напряженная, молодость неискренняя...

    А что может быть противоестественнее неестественного официоза?

    Вы феномен по какой линии?

    Впрочем, у Первого уже на этой неделе будет возможность исправиться и явить тем, кто еще не выбросил телевизор, настоящих, доподлинных феноменов без дураков и без дурочек. Сначала мы их увидим в головокружительном шоу "Первая эскадрилья", затем - в очередных выпусках "Ледникового периода" и "Минуты славы".

    Обдумывая всю эту феноменологию, я вспомнил еще одно художественное создание, ныне забытое, но, видимо, ключевое для понимания мотивов, по которым экстрасенсы снова стали занимать умы граждан РФ.

    Речь о пьесе, написанной в 84-м одним из соавторов "Формулы любви" Григорием Гориным и поставленной Андреем Мироновым в Театре Сатиры. Она так и называется "Феномены".

    Напоминаю краткое содержание. В гостиничном номере сошлись три паранормальных гражданина. Один мысли якобы угадывает на расстоянии, другой через стены видит, третий предметы двигает силой своего разума. Их на следующий день должны презентовать в институте мозга. Два первых оказались притворами. Третий все-таки что-то мог... Знакомясь друг с другом, спрашивали: "Вы феномен по какой линии?"

    Автор подметил в той застойной и в значительной степени бескорыстной жизни одну основательную причину увлечения паранормальным бытием. Она была в заурядности в и в предсказуемости нормального бытия. Тогда Партия и Правительство довольно плотно опекали нашу повседневность и всякого рода отклонения от нормы. И сверхчеловеки вынуждены были вариться в собственном соку. А вот когда оковы пали, и свобода... Бытие усложнилось, идеология упразднилась, появилось пространство для своекорыстного шарлатанства. Теперь феноменология - отрасль народного хозяйства, как я догадываюсь, с миллионными оборотами.

    Вспоминая Горина, думаешь: где они нынче, милые, простодушные феномены-романтики? Хотя потребность в них чувствуется. Она чувствуется, когда видишь, каким успехом пользуются феномены-прагматики.

     

    Поделиться