В ПЯТНИЦУ на совещании, посвященном ситуации на рынке минеральных удобрений, первый вице-премьер правительства Виктор Зубков подверг резкой критике компании отрасли за ценовую политику на внутреннем рынке. Агрохимики уверяют, что предвидели грядущие упреки, у них готовы, доведены до властей встречные предложения, но понимания они пока не нашли.
В начале августа по инициативе Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) создана межведомственная комиссия для разработки механизмов обеспечения отечественного села продукцией агрохима. Новый орган возглавил заместитель главы минпромторга Денис Мантуров.
Сразу напрашивается вопрос: а чего это вдруг производитель озаботился проблемами потребителя? По меньшей мере по двум причинам. По сравнению с доперестроечными временами потребление минеральных удобрений в стране снизилось более чем в пять раз: с 10,8 миллиона тонн (здесь и далее в действующем веществе) в 1990 году до 1,9 миллиона - в 2007-м. Три четверти сельхозпредприятий из-за безденежья вообще перестали их применять.
- Конечно, до полного истощения дело не дошло - крестьяне используют навоз, ботву, солому - все, что попадает под руку и за что не надо платить, - говорит заместитель директора ВНИИ агрохимии по научной работе Евгений Ефремов. - Но долго ли заключенный в состоянии протянуть на хлебе и воде?
Тем временем созданная в стране к концу 1970-х годов развитая агрохимическая промышленность (19 миллионов тонн удобрений в год), опираясь на экспортные поставки, полностью восстановила прежние объемы. Российская продукция застолбила прочное место на международном рынке: около 10 процентов мирового производства, а по калийным удобрениям - все 20. За рубеж ныне отправляется 80-90 процентов производимых в России агрохимикатов.
В результате только за последние 12 месяцев капитализация многих российских производителей увеличилась более чем на 100 процентов, а чистая прибыль в первой половине нынешнего года - в 2-4 раза. Причем, судя по всему, сверхблагополучию агрохимиков в ближайшее время ничего не угрожает, рынок готов проглотить все, что будет произведено (особенно в свете инициативы правительства США по увеличению производства этанола и введения в Китае пошлины на экспорт удобрений в размере 135 процентов).
Подобное развитие событий не могло не привлечь к отрасли внимание государства, озабоченного резким подорожанием продовольствия. И хотя, как уверяют специалисты, в структуре цен на продукты питания доля химикатов не превышает 4 -5 процентов, в марте правительство России утвердило ставки вывозных таможенных пошлин (отмененных в апреле 2007 года) на различные виды минеральных удобрений в размере от 5 до 8,5 процента. Срок действия документа - до 30 апреля 2009 года. Часть получаемых таможенных платежей (около 8 миллиардов рублей) решено направить на увеличение субсидий отечественным сельхозпроизводителям.
Конечно, российским пошлинам далеко до китайских. Они не оказали существенного влияния ни на финансовые результаты компаний-производителей удобрений, ни на котировки их акций. Но заставили участников рынка задуматься. Ведь вероятность дальнейшего повышения пошлин, а то и введения экспортных квот исключить нельзя, особенно учитывая начавшийся рост потребления внутри страны - на 15-20 процентов в год.
Любопытно, что в канун введения пошлин, на совещании 5 февраля, члены РАПУ решили заморозить цены для российских потребителей и начали продавать продукцию на внутреннем рынке с большим дисконтом. Так, цена на хлористый калий, поставляемый основным производителем напрямую отечественным аграриям, сохраняется на уровне 3000 рублей за тонну, в то время как средняя стоимость на мировом рынке - 12 тысяч. Другие виды удобрений продаются дешевле на 20-70 процентов. Эти льготы РАПУ готово сохранять до 2012 года, постепенно снижая их размер. Причем руководство ассоциации надеется закрепить эту пошаговую динамику в специальном постановлении правительства.
Тут подошло время объяснить, какими соображениями продиктована такая щедрость. Для агрохимиков выгоднее держать низкие цены на внутреннем рынке, лишь бы государство не посягало на доходы от экспорта.
По заявлениям РАПУ, пошлины лишь увеличивают затраты производителей (из оборота компаний в 2008 году будет изъято около 29 миллиардов рублей), но не компенсируют разницу цен на внешнем и внутреннем рынках и не стимулируют увеличение потребления удобрений отечественным АПК. Как сообщил на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова Денис Мантуров, в перспективе продление действия пошлин может привести к снижению конкурентоспособности российского агрохима. Дело в том, что основные производственные мощности в стране были созданы 30-40 лет назад, и в ближайшую пятилетку прогнозируется их массовое выбытие.
Навстречу агрохимикам готово пойти и минэкономразвития. Вопрос о введении экспортных квот на их продукцию обсуждался 20 августа, и, как сообщил заместитель директора сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Виталий Гудин, было принято решение о нецелесообразности этой меры. Пошлины пока не отменят, но и размер их в ближайшей перспективе не будет повышен.
В общем, как в пословице: и овцы целы (цены на удобрения для родного АПК будут более доступны), и волки сыты (ниша на мировых рынках и сверхприбыли агрохимиков останутся при них). И - что особенно ценно - все это на виду, никаких подковерно-сомнительных манипуляций - такое во всяком случае создается впечатление. Тут бы и поставить точку, но РАПУ захотелось большего.
"Для развития отрасли" они предлагают государству обеспечить тарифное регулирование железнодорожных перевозок для поставок удобрений внутри страны, а также поддержать реализацию инвестиционных проектов в химической отрасли. Это позволит привлечь в течение 3-4 лет около 150-200 миллиардов рублей для строительства новых мощностей, утверждают в РАПУ. В противном случае, предупреждают агрохимики, можно ожидать захвата экспортных рынков, на которых работают российские производители, иностранными конкурентами.
Это несколько меняет диспозицию. Кого же в конце концов государство должно поддерживать: АПК, агрохимиков или тех и других одновременно?
- Я не понимаю, - недоумевает исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов, - почему производителям удобрений должны предоставляться преференции. На мой взгляд, эффективней оказывать помощь непосредственно сельхозпроизводителям.
В Федеральной антимонопольной службе, куда представители РАПУ уже обращались со своей инициативой, готовящееся соглашение о замораживании цен подвергли обструкции.
- Это не решение вопроса, так мы скоро начнем для каждого рынка устанавливать порог доминирования, а это противоречит антимонопольному законодательству, - посетовал источник в ведомстве, пожелавший остаться неназванным. - Если РАПУ горит желанием помочь отечественному АПК, каждый из ее членов мог самостоятельно зафиксировать цены на свою продукцию, поставляемую на внутренний рынок, а не заключать противоречащее закону соглашение.
Известно в ФАС и о желании РАПУ получить "хорошие" тарифы на железнодорожные перевозки внутри страны. "Они на всем хотят заработать, - отмечает источник в ведомстве. - Впрочем, вы знаете, что они работают напрямую с правительством, и если найдут там поддержку - возражений с нашей стороны не будет".
Выслушав все это, нельзя было не подивиться, сколь гибко ФАС трактует антимонопольное законодательство и как легко разрубает самые сложные узлы.
Между тем предельная взвешенность здесь была бы совсем не лишней. Как нам сообщили во Всероссийском институте аграрных проблем и информатики, объективная статистика заставляет на многое посмотреть иначе. "В 2006 году в России было произведено 16,2 миллиона тонн минеральных удобрений, из которых 1,5 миллиона закупили отечественные хозяйства, а остальное отправили на экспорт, - говорит руководитель отдела Василий Узун. - По отчетным данным сельхозорганизаций, они заплатили 30,6 миллиарда рублей. Выходит, каждая тонна обошлась российским аграриям в 20 тысяч рублей. Выручка от экспорта удобрений составила немногим более 5 миллиардов долларов или около 135 миллиардов рублей. То есть 9 тысяч рублей за тонну".
И последнее. Сельхозсубсидии - на нынешнем этапе вещь, вероятно, неизбежная. Но, как показывают исследования, в частности Евгении Серовой из ИЭПП, вслед за субсидиями растут цены на удобрения, что подчас вызывает у "разбогатевших" аграриев единственное желание - поднять цены на свою продукцию, что, как правило, и происходит.