20idei_media20
    02.09.2008 01:50
    Рубрика:

    Минфин рассмотрел три возможных сценария потерь бюджета в связи со снижением НДС

    В дискуссии об НДС появились новые аргументы

    С опозданием почти на месяц минфин обнародовал, наконец, свои предложения по снижению ставки налога на добавленную стоимость. Напомним, что минэкономразвития внесло свои расчеты, как и планировалось к 1 августа (об этом писала "Российская бизнес-газета"). Инициативы минфина неприятно удивили предпринимателей: чтобы компенсировать потери от снижения ставки НДС до 12 процентов, предлагается существенно повысить другие налоги.

    Минфин рассмотрел три возможных сценария потерь бюджета в связи со снижением НДС. Согласно первому сценарию, в результате снижения налога до 12 процентов цены уменьшатся на величину снижения, а всю выгоду получат потребители. Второй, который представляется минфину наиболее вероятным, предполагает, что цены снизятся на половину величины снижения ставки (на 3 процента). В результате выгоды от уменьшения ставки потребители и производители разделят между собой поровну. Согласно третьему сценарию, цены останутся без изменений, а весь выигрыш от снижения ставки НДС получат производители.

    В документе особо отмечается, что установление единой ставки НДС на уровне 12 процентов (с отменой льготной 10-процентной ставки) приведет к потерям федерального бюджета в размере до1,9 процента ВВП и бюджетной системы в размере до 1,5 процента ВВП.

    И для поддержания сбалансированности бюджетной системы потребуется принять одну из следующих мер: повысить налог на прибыль на 7 процентов, подоходный налог на 6,5 процента, ЕСН на 8-10 процентов, или поднять в три раза уровень налогообложения акцизами.

    В стратегии признается, что медленный рост нефтегазового сектора, а также ряд других факторов приводит к сокращению удельного веса этого сектора в экономике, а соответственно сокращению бюджетных доходов (нефтегазовые доходы в процентах к ВВП в 2023 году будут ниже аналогичных показателей в 2007 году). Для компенсации этого снижения за счет перерабатывающих секторов необходим "взрывной" рост инвестиций (среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в соответствии с проектом концепции - 10 процентов), который без снижения НДС невозможен. Будет недостижим и опережающий рост неэнергетического экспорта.

    Соответственно в перспективе реализация положений бюджетной стратегии приведет к значительному снижению бюджетных доходов. В качестве обоснования для отказа от снижения налогов приводится тезис, что за исключением подоходного налога нет примеров роста собираемости налогов при снижении их ставок. Однако, по мнению экспертов, этот аргумент не может быть принят. Отсутствие роста собираемости в результате снижения ставки свидетельствует не о нецелесообразности снижения налогов, а о необходимости его сочетания с мерами по повышению качества администрирования и сокращением чрезмерного вмешательства государства в бизнес.

    Первые отклики на обнародованный документ оказались негативными. РСПП, похоже, готово занять жесткую позицию в отношении проекта бюджетной стратегии до 2023 года. В распоряжении "Российской бизнес-газеты" оказался проект заключения Российского союза промышленников и предпринимателей на этот документ. В нем предложения минфина названы неприемлемыми для бизнес-сообщества. По мнению РСПП, в случае принятия проект бюджетной стратегии ставит под угрозу возможность реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России. Плохой, по мнению предпринимателей, оказалась основная идея стратегии - "не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему снижению бюджетных доходов", которая предлагается фактический отказ от любых стимулирующих мер в отношении перерабатывающей, в том числе высокотехнологичной, промышленности.

    Сомневаются предприниматели и в необходимости отказа от снижения НДС. "Не отрицая возможности сокращения налоговых поступлений в условиях 2009 года при снижении НДС до 12 процентов, необходимо отметить, что делать на основании таких расчетов выводы о нецелесообразности снижения налога нельзя, учитывая, что предприниматели планируют направить высвободившиеся средства на капитальные вложения. Рост производства как итог увеличения инвестиций позволит минимизировать в среднесрочной перспективе бюджетные потери, а в дальнейшем существенно увеличить поступления по прочим налогам", - говорится в документе РСПП.

    Агван Микаелян,генеральный директор "ФинЭкспертиза":

    - На самом деле необходимо рассмотреть два различных варианта. Если взять только факт изменения НДС, без каких-либо компенсирующих мероприятий, сложится одна ситуация. Если же параллельно будет вводиться налог с продаж, ситуация будет несколько иной. Рассмотрим первый вариант - простое изменение НДС. На что повлияет такое уменьшение? Существуют две заинтересованные в НДС стороны: государство, которое получает от НДС средства в бюджет, и собственно налогоплательщики. В свою очередь налогоплательщиков тоже надо разделить на две части: те, кто НДС обязаны платить, и те, кто его не платят, т.е. предприниматели на упрощенной системе налогообложения или ЕНВД - понятно, что на этих вторых нововведение никак не отразится.

    Тот налогоплательщик, который сидит на общей системе налогообложения и занимается преимущественно экспортом, получает весь НДС, который сформирован в себестоимости товара, к возмещению из бюджета. Уменьшение НДС приведет к тому, что он этого возмещения получит меньше. По идее, учитывая высокую вероятность изменения цен, последствия для экспортеров будут такими: для них, скорее всего, все подорожает, а возмещение НДС при экспорте уменьшится - в результате они потеряют.

    Что будет с теми, кто экспортом не занимается? Для них будет явно хорошо. Потому как при более высоком уровне они будут покупать дороже и продавать дороже, но с разницей, которой, собственно, является добавленная стоимость, они этот налог будут платить в меньшем объеме. Это относится ко всем тем, кто занимается внутренними оборотами, чаще всего - торговлей. Так или иначе, они окажутся в более выигрышном положении: у них будет больше их прибыль, т.е. больший объем средств "в руках" при одинаковой по существу деятельности, при одинаковой ее рентабельности.

    Что касается государства, у него, конечно, будут определенные потери. Почему? Потому что государство одной рукой собирает НДС, а другой часть этого НДС, и,смею заверить - очень солидную часть, возвращает экспортерам, возвращает очень медленно, неохотно, часто через суды и т.д. - но тем не менее. Ибо, так или иначе, это его долги перед налогоплательщиком. Уменьшив ставку НДС, государство закономерно будет меньше собирать - но и меньше отдавать.

    У нас достаточно серьезно экспортно-ориентированная экономика. Мы знаем, что в нашем ВВП объем экспортных товаров составляет 30-40 процентов. И на них уменьшение НДС не повлияет. Для остальных 60 процентов, конечно, будет уменьшение. Да, бюджет несколько потеряет, но, я считаю, это для нашего бюджета не фатально.

    Прогнозы минэкономразвития относительно увеличения собираемости налога с 66 до 78 процентов, мягко говоря, весьма оптимистичны. Мне кажется, что министерство чуть-чуть ошибается. Поднять собираемость налога на 12 процентов простым снижением ставки НДС маловероятно. На самом деле такие солидные изменения возможны только после снижения налога до уровня хотя бы в 10 процентов.

    Получается, что больше всех от снижения НДС выиграет торговля. И в этом смысле было бы разумно введение на розничную торговлю налога с продаж, компенсирующего эту величину. Тогда все осталось бы на своем уровне, и в первую очередь цены. В обратном случае внутренние цены обязательно повысятся. Все мы реалисты и понимаем: если сегодня товар с НДС стоит 100 рублей, то после уменьшения НДС товар также будет стоить 100 рублей. Рассчитывать на действенность обращений вроде "ребята, пересчитайте цены" совсем утопично.

    Таким образом, в результате снижения НДС больше всего потерять рискуют все экспортеры - у них отнимут часть заработка. И подобная мера однозначно приведет к определенной инфляции.

    Поделиться: