В Белгороде отказываются от открытых парковок

Местные власти городов Черноземья вплотную подошли к проблеме прироста автотранспорта. И если в Воронеже "объехать пробки" на городских улицах чиновники пытаются с помощью демонтажа трамвайных путей, то Белгород выбрал интенсивный путь развития. В городе создают радиально-кольцевую транспортную структуру и отказываются от открытых парковок.

Стоянка по требованию

На прошедшем градостроительном совете главная претензия белгородских чиновников к авторам проектов по реконструкции старых жилых кварталов - недостаточное внимание к транспортной проблеме. Яркий пример - массив в районе городской филармонии. По соседству с высотками расположен частный сектор, никак не вписывающийся в представления о современном центре города. Предложение архитекторов - пустить под снос старые дома и построить на этом месте несколько многоэтажек или деловой центр с примыкающими к нему жилыми домами. Предлагается два проекта. Первый предполагает наличие почти четырехсот парковочных мест, второй, ориентированный на жилую застройку, - трехсот тридцати. Областное руководство выдвинуло условие - расширить перекресток: увеличение количества работающих повлечет за собой дополнительную нагрузку на дорожную сеть.

- На каждые 30-40 квадратных метров коммерческой площади должно быть одно Машино-место, принадлежащее собственнику офиса, а не инвестору, - считает губернатор Евгений Савченко. - Причем все должно быть "внутри". Надо отказываться от открытых парковок.

Чтобы скрыть стоянки от глаз прохожих, архитекторы готовы идти на любые, подчас необычные решения. Площадь реконструкции Гражданского проспекта - почти семь гектаров. Однако стоянку там обнаружить будет непросто.

- Авторы проекта применили оригинальное решение, - отмечает главный архитектор области Виталий Перцев. - Двор жилого дома поднят на уровень второго этажа, на первом - паркинг, а на его крыше - дворовая территория. Идея в Европе распространенная, у нас это будет использовано впервые.

Еще один квартал, которому в самое ближайшее время "грозит" обновление, ограничен проспектом Богдана Хмельницкого, улицей Преображенской и улицей Пятидесятилетия Белгородской области. На месте старых двухэтажек предлагается создать крупный офисный центр.

С автостоянками вроде бы все решили - здесь расположатся несколько паркингов вместимостью около полутора тысяч машин. Однако о другой проблеме архитекторы и не задумывались. Ежедневно сюда будут приезжать на работу две тысячи человек. Во что превратится и так перегруженная транспортом главная артерия города - проспект Богдана Хмельницкого - неизвестно.

Перекрестные проблемы

Как считают в городской администрации, необходимо решать все транспортные проблемы города в комплексе. Точечный подход здесь неприемлем: разобравшись с одним сложным перекрестком, можно сразу же получить пробку на квартал ниже.

Сегодня у Белгорода три крупные осевые проблемные автомагистрали - уже упомянутый проспект Хмельницкого, проспект Ватутина выходящий на новый мост через Везелку, и улица Волчанская. Каждым из этих участков городской дорожной сети планируется заняться вплотную уже в самое ближайшее время.
Во-первых, будет расширена кольцевая развязка на перекрестке улицы Волчанской и Михайловского шоссе. Сегодня само "кольцо" смещено относительно одной из перпендикуляр, поэтому даже не в часы пик здесь образовывается серьезный затор с трех сторон. При имеющемся диаметре номинальная пропускная способность перекрестка - около двух тысяч машин в час, фактически проходит - четыре с половиной тысячи. Архитекторы предлагают значительно расширить кольцо. Для этого придется убрать общежитие, стоящее поблизости. Однако мэр города Василий Потрясаев уверяет, что все вопросы относительно расселения проживающих здесь белгородцев уже улажены. Увеличение пропускной способности развязки поможет избавить этот участок от пробок на ближайшие семь лет. Кроме того, параллельно улице Волчанской будет организована еще одна дорога, которая также разгрузит напряженность на злополучном кольце.

Увеличение количества работающих в центре повлечет за собой дополнительную нагрузку на дорожную сеть

Что касается проспекта Ватутина, то здесь также планируется модернизировать кольцевую развязку в одном месте и расширить перекресток в другом.
Отдельный разговор - проспект Богдана Хмельницкого. В настоящее время трасса не справляется с потоком машин, как минимум в трех местах. Расширять дорогу нельзя, поэтому выход только один - пропускать одни улицы под другими. Так, планируется, что под проспект будут "спущены" улицы Преображенская и Славы. Особо пристальное внимание уделяется перекрестку с улицей Студенческой. Последняя пройдет над основной магистралью города. Между тем все дорожные работы должны быть проведены в кратчайшие сроки: "Один день и две ночи" - ставит задачу перед городскими властями губернатор. Этот важный узловой участок не может быть изъят из транспортной инфраструктуры Белгорода на длительный срок.

Все в объезд

Решить целый ряд проблем должна строящаяся трасса на северном выезде из города. Эта дорога, которую пустили параллельно проспекту Богдана Хмельницкого, замкнет внутригородское транспортное кольцо и примет на себя весь грузовой поток и значительную часть легковых автомобилей. Концепция, по словам Виталия Перцева, проста - на этом замкнутом участке должно постоянно сохраняться скоростное движение, и водитель может даже сделать небольшой крюк, чтобы попасть из одной точки Белгорода в другую, однако по времени это окажется выгоднее. Примечательно также, что именно от ввода этого последнего участка условного кольца и зависит начало масштабной реконструкции перекрестков на центральном проспекте.

Таким образом, город, в большей части имеющий прямоугольную планировку улиц, постепенно приобретает радиально-кольцевую транспортную структуру. Это, кстати, согласуется с идеей, выдвинутой еще в начале прошлого века отечественным инженером Адамом Зильберталем. Изучая планировку европейских и российских городов, он предложил комбинированную структуру транспортной сети: в центре улицы перпендикулярная, а по окраинам проходит кольцевая трасса с выездами из города - лучами. Приближаясь к этой "идеальной" системе, город, возможно, решит проблему заторов на ближайшие несколько лет. Дальше семи-десяти лет прогнозировать ситуацию сегодня никто не решается - слишком высоки темпы прироста автотранспорта. Соответственно, практически вся модернизация дорожной инфраструктуры рассчитана на разгрузку городских улиц именно в пределах этого срока. После, уверены и архитекторы, и представители ГИБДД, и чиновники, необходимо будет искать новые варианты.

Кстати

В рамках концепции комплексной схемы развития городского транспорта до 2025 года, в целях разгрузки городских улиц, городские чиновники рассматривают вопрос о введении рассредоточенного графика начала работы на предприятиях. Это, по мнению авторов идеи, позволит не только уменьшить количество пробок в часы пик, но и снизить нагрузку на общественный транспорт.