02.09.2008 03:10
    Поделиться

    Для ветеранов и инвалидов Верхней Волги минимальны шансы получить социальное жилье

    На фоне многочисленных программ, помогающих молодежи и работающим приобрести или получить жилье, особенно остро выглядит ситуация с получением современных квартир ветеранами и инвалидами войн. 80-летние люди, чаще всего серьезно больные, десятилетиями стоящие в очереди на получение жилья, проживают в частных домишках без удобств.

    Меняю орден на ордер

    Инвалид Великой Отечественной войны, житель Юрьев-Польского Александр Васильевич Сопов умер, так и не дождавшись новоселья. На долю этого человека выпало участие в Сталинградской битве, одной из самых кровопролитных в Великой Отечественной войне. Он воевал в разведроте и получил орден Красной Звезды за то, что вдвоем с напарником взял чуть ли не десяток фрицев "с портфелями". А под старость в мирной жизни ему не хватило смелости, чтобы добиться однокомнатной квартиры.

    - Работал помощником мастера на фабрике, потом слесарем, хороший мужчина, спокойный, ответственный, но не умел за себя постоять, - вздыхает председатель совета ветеранов Юрьев-Польского района Алла Землизина.

    После тяжелой операции он вернулся из больницы в свой старый дом на улице Артиллерийской, который купил после войны: комнатка в девять метров, такая же кухня с дровяной печкой и все удобства на улице. Ухаживала за лежачим ветераном Надежда Сопова, жена его сына. Топила печку, по нескольку раз в день носила воду с колонки, стирала. А к ночи возвращалась в свое однокомнатное жилище, тоже с печкой и без удобств.

    - Вот тут на колонке полоскала зимой белье, - показывает Надежда Леонидовна. - Люди реагировали по-разному: кто с сочувствием, кто - с осуждением. Шел мимо мэр нашего города Иван Владимирович Михайлов, удивился: "Как же ты так, в ледяной воде!". А один из жильцов возмутился: "Почему здесь полощете, а если порошок в воду попадет?".

    Тяжело болеть и в квартире с удобствами, а тут - ветхая избушка, дует из всех щелей, нет ни центрального отопления, ни водопровода, ни канализации. Шесть лет Сопова хлопотала об улучшении жилищных условий свекра. А когда тот слег, поняла, что до местных чиновников не достучаться, и пригласила в марте областное телевидение.

    - За месяц до Дня Победы позвонил глава Юрьев-Польского района Алексей Владимирович Конышев, пригласил на прием 4 мая, сказал по поводу ордера, - плачет Надежда Леонидовна. - Было это после телевидения. А 30 апреля наш дедушка умер...

    85 лет? В очередь!

    В помещении совета ветеранов собрались фронтовики, всем за 80 лет. Разговорились, вспомнили, что в советское время градообразующая, как теперь принято говорить, ткацкая фабрика "Авангард" ежегодно строила в городе по 120 - 150 квартир. И в первую очередь новоселья в новых домах справляли ветераны и вдовы фронтовиков.

    - Тогда квартиры могли все получить, но не надо было, - говорит Алла Землизина.

    Но выясняется, что такой же "сталинградец" Николай Степанович Леонов свою однушку в 1990 году получал, как он сам выразился, "со слезами на глазах". Дочь во время известных событий вернулась из Душанбе с семьей, и в его деревянном доме едва хватало места для кроватей. Стоял в очереди как инвалид войны. Человек он в городе известный: избирался депутатом горсовета двух созывов, 10 лет был народным заседателем в народном суде, председателем товарищеского суда на фабрике, его портрет носили на демонстрациях вместе с портретами членов политбюро. И кто только не хлопотал за ветерана войны и ветерана труда!

    А вот 83-летний Александр Купленов, можно сказать, новосел.

    - Я 24 года ждал квартиры, а получил три года назад. Благодаря совету ветеранов, - рассказывает Александр Григорьевич.

    У этой крыши над головой фронтовика тоже своя история: один местный ветеран попросил начальство оставить его квартиру после смерти за своей общественной организацией, чтобы она досталась такому же ветерану.

    Одним из самых последних в очередь встал Павел Кириллович Дерябин. Переехал к детям в двухкомнатную квартиру из Киргизии. Спят с женой на раскладушке в кухне уже восемь лет. Был в очереди пятидесятым.

    - А сейчас вы какой? - спрашиваю у Павла Кирилловича.

    - Не знаю, не ходил, - отвечает он. - А чего зря ходить: в городе ничего не строится.

    Но пока идет наш разговор, в районной администрации заканчивается обед, и неожиданно выясняется, что восьмидесятипятилетний Дерябин в очереди уже пятый.

    - Наверное, за счет выбывшего, - разводит руками он и уже с воодушевлением добавляет:  - Дождемся!

    Получается, у наших победителей нет сегодня другого пути, кроме как сделать жизнь немного комфортнее за счет своих же "выбывших" товарищей по оружию?

    Зачем старику квартира

    - После того как отца выписали из больницы, нам предлагали поместить его в дом инвалидов, - рассказывает Сергей Сопов. - Но я у него единственный сын и не мог допустить, чтобы он умер на чужих руках.

    Вообще-то ветеран всю жизнь рассчитывал на свои силы. Жил пусть в плохоньком, но собственном доме и об удобствах не мечтал.

    - Шесть лет назад мы уговорили его встать в очередь на получение жилья, чтобы хоть в старости пожил в квартире с горячей водой и канализацией, - не скрывает сноха. - Я обращалась в администрацию. Там не отказывали, приезжала комиссия, посмотрели и развели руками: "Строительства в городе нет".

    Кто-то подсказал Соповым, что можно получить субсидию на квартиру старику. Они начали собирать документы - надеялись купить старую однушку с удобствами и телефоном, добавив к субсидии средства от продажи дома и личные накопления.

    - Грешно думать, но с деньгами как будто специально тянули, - считает Надежда Леонидовна. - Знали, что он тяжело болеет...

    Но еще жестче общественное мнение к ней и ее семье.

    - Сопову квартира была не нужна, она нужна детям, - безапелляционно заявила одна чиновная дама.

    Да если бы только она одна! Многие считают, что пожилым людям в этой жизни уже ни к чему ни "излишний" комфорт, ни перемена места.

    Вспомнились восьмидесятые годы прошлого века, когда во время карточной системы ветеранов начали клеймить за то, что, пользуясь своими привилегиями, обеспечивают мебельными гарнитурами, коврами и другим дефицитом не только себя, но детей и даже внуков. Время меняет отношение к проблеме. Герой заслужил квартиру у государства. Чего же плохого в том, что он, пожив последние годы в комфорте, оставил бы в наследство не ветхую лачугу, а благоустроенную жилплощадь?

    Во Владимирской области в очереди на жилье стоят около 800 ветеранов войны. По такой логике, скоро проблема разрешится самым естественным образом и на зло "корыстным" потомкам.

    Прямая речь

    Алексей Конышев, глава Юрьев-Польского района:

    - У нас в районе в очереди на улучшение жилищных условий стоят 14 инвалидов Великой Отечественной войны и 16 афганцев. По федеральной программе до 1 мая 2010 года квартиры должны получить все нуждающиеся ветераны.

    Наш район на 75 процентов дотационный, и по закону мы не имеем права ни строить, ни покупать жилье для этой категории людей. Наши полномочия - оформить документы, а федерального центра - выделить деньги. Все деньги на приобретение квартир в этом году идут нуждающимся в рамках исполнения законов "О ветеранах" и "Об инвалидах". Это единовременная помощь в 435 тысяч рублей, которую они могут использовать для приобретения жилья в течение полугода.

    В этом году квартиры будут получать ветераны войны Анатолий Петрович Кольцов и Павел Валентинович Кузнецов. Первый встал на учет в 1986 году, а второй - в 1987 году. Кольцов проживает в неблагоустроенной однокомнатной квартире, продаст ее и добавит субсидию. На федеральные деньги купить квартиру нереально, сегодня квадратный метр у нас стоит в среднем 25 тысяч рублей, а однокомнатная квартира - больше миллиона.

    Поделиться