02.09.2008 02:00
    Поделиться

    Бизнесмены Саратовской области создадут "спецназ" по борьбе с рейдерством

    Участие в рейдерских разборках - питательная среда для коррупции и серьезный удар по имиджу сотрудников правоохранительных органов.

    Сейчас много говорят о проблеме рейдерства. Этот термин имеет несколько объяснений - "недружественное поглощение", "передел собственности" и др. Но суть проста: забрать чужой актив. Есть и особенность: отобрать так, чтобы возникло впечатление легитимности, законности. В итоге получается, что это негативное явление просто не может существовать без другого, не менее негативного - коррупции. Ведь чтобы завладеть чужим предприятием, нужно или решение суда в свою пользу, либо "дружественная" позиция властей, либо и то и другое.

    Государство сегодня прекрасно понимает, что победа над рейдерством - залог успеха в борьбе с коррупцией. Не так давно очень образно было сказано: представителям власти необходимо "прекратить кошмарить бизнес". Наездам по коммерческим "наводкам" не должно быть места. Этот посыл был адресован в том числе и силовикам. Так уж сложилось, что использование "ресурса" правоохранительных органов является одним из самых излюбленных и, что уж говорить, эффективных методов рейдеров.

    - Важно, чтобы каждый понимал: если он замешан в коррупции, его это приведет в тюрьму, - считает секретарь президиума Генерального совета партии "Единая Россия" Вячеслав Володин.

    Увы, как известно, грозные инициативы "сверху" частенько у нас изрядно размываются, пока дойдут до регионов. Либо в регионах считают, что федеральная власть - далеко, за всем не уследит. В столице якобы вот уже несколько лет действует устное распоряжение для милиционеров - не ввязываться в "споры хозяйствующих субъектов". А ведь в свое время службу "02" просто терроризировали звонками: налет, захват, террор... Милиционеры до сих пор, естественно, выезжают на любой вызов, но если видят, что спорят адвокаты с кипами бумаг, а рядом грозно "давят на психику" своим присутствием бойцы ЧОПов - не вмешиваются. Отреагируют только в том случае, если увидят незаконное оружие или попытку его применить, либо пресекут физическую разборку ЧОПов. А вот кому принадлежит актив, кто должен сесть в кресло гендиректора, кому отдать ключи от ворот и печать предприятия - за этим только в суд.

    Но это - в Москве. В регионах же рейдеры в средствах не стесняются. Член Общественной палаты адвокат Павел Астахов приводил данные, что российские спецслужбы обеспокоены возможным захватом рейдерами ряда оборонных предприятий страны:

    - Чувствуя свою безнаказанность, захватчики обратили внимание на госсобственность - научно-производственное предприятие "Базальт", которое производит лучшие в мире гранатометы, объекты минобороны в Поволжье (военный санаторий "Волга", дворец спорта ЦСКА ВВС, Самарский загородный парк, более 200 других объектов мунициапальной собственности), речные порты и заводы оборонного назначения "ЭнергоПУЛ" и "Рефлектор" в Саратове, завод, выпускающий компоненты для переносных ракет "Игла" в Санкт-Петербурге.

    Таким образом, подчеркнул Астахов, речь идет "уже об угрозе безопасности страны, подрыве устоев государства".

    Как-то не вяжется, согласитесь. С одной стороны - объявленная высшей государственной властью борьба с коррупцией. С другой - безнаказанность рейдеров в регионах, которая без коррупции априори невозможна.

    Печальным примером откровенно рейдерского региона может стать Саратов. Кроме упомянутых известным адвокатом заводов "Рефлектор" и "ЭнергоПУЛ" СМИ говорят о том, что большой интерес рейдеров вызвал также завод "Серп и молот", а с недавних пор - еще и Балаковский речной порт и тесно связанный с ним Балаковский судоремонтный завод.

    Надо отметить, что кроме урона чести мундира причастность к рейдерским разборкам вокруг предприятий может стоить и жизни. Слишком трагичной оказалась судьба прокурора Саратовской области Евгения Григорьева: его в начале этого года киллер расстрелял прямо у подъезда дома. Следствие пришло к выводу, что следы ведут к заводу "Серп и молот". По сообщениям СМИ, обвинение предъявлено бывшему директору завода Анатолию Максимову.

    Кроме того, местные и федеральные СМИ неоднократно писали о том, что за рейдерской группой может стоять саратовский бизнесмен, а ныне депутат облдумы Сергей Курихин. С ним же связывают попытки завладеть Балаковским речным портом и Балаковским судоремонтным заводом.

    В связи с упоминанием двух последних предприятий в печати уже прозвучали фамилия И. Демина, предъявившего удостоверение начальника ОБЭП Саратовского УВД на транспорте, который настоятельно рекомендовал на судоремонтном заводе передать печать новому гендиректору, и фамилия Тимура Маслова, заместителя прокурора Саратовской области, который вдруг решил направить иск в местный арбитраж о признании недействительной одной из сделок, хотя подобные вопросы никак не входят в его обязанности.

    Вот и получается, что вдали от Москвы ко всем инициативам власти относятся, мягко говоря, равнодушно. Но, очевидно, вмешательство "верхов" все же необходимо. Конечно, крайне озабоченное размахом рейдерства правление Торгово-промышленной палаты Саратовской области летом этого года сочло необходимым создать при палате еще и специальный орган по борьбе с рейдерством. Но крайне сомнительно, что это смутит тех нечистых на руку людей, именующих себя предпринимателями, которые всеми доступными средствами пытаются заручиться поддержкой в правоохранительных органах.

    Поделиться