Грузинское общество "Эртоба" в Северной Осетии было создано в 1990 году, когда стал разваливаться СССР.
Его задача - сохранение языка и традиций грузин, проживающих компактно в РСО-Алания. Сейчас таких примерно десять тысяч, девяносто процентов из которых проживает во Владикавказе. Когда Саакашвили вероломно напал на Цхинвал, то, по словам руководителя "Эртобы" Роберта Цинделиани, грузины в Северной Осетии поначалу пребывали в тревоге за свое будущее. К счастью, их опасения не оправдались.
Российская газета: Роберт Акакиевич, два года назад в местной газете было опубликовано ваше интервью "Осетия - Грузия: мир неизбежен". Теперь мы видим, что прогнозы не сбылись...
Роберт Цинделиани: И все-таки я уверен, что мы будем жить в мире, хотя сейчас мирный процесс отброшен на десятилетия назад, но верю, что не навсегда. Залогом к этому, как мне кажется, служит следующее - даже после всего, что устроил Саакашвили, между простыми людьми наших национальностей не возникло чувства ненависти друг к другу.
РГ: И все же наверняка какие-то изменения в отношениях осетин к вам, грузинам, должны были проявиться. Есть ли факты притеснений грузин в Северной Осетии?
Цинделиани: Пока ни одного. Говорю об этом, правда, осторожно, боюсь сглазить. Но пока все нормально. Работает грузинская школа, которой уже 120 лет. Дети имеют возможность обучаться на грузинском языке. Никаких случаев нападений или оскорблений по национальному признаку нам не известно. Слухи есть. Мы их все проверили. Но подтвержденных фактов нет.
РГ: Грузинская диаспора в Северной Осетии и вы как ее руководитель не чувствуете доли вины за то, что случилось в Цхинвале?
Цинделиани: А что мы могли сделать? В рамках народной дипломатии мы не раз посылали обращения руководству Грузии. Призывали действовать мирными методами, набраться терпения. В октябре прошлого года я даже выезжал в Тбилиси на совещание правительства Грузии с представителями национальных диаспор за рубежом. И что? Я увидел, что там не с кем разговаривать. Интеллигенция и элита покидают Грузию. В правительстве сидят преимущественно очень молодые и несерьезные люди. Меня спросили, что нужно моему обществу. Я ответил, что нужны элементы национальной символики, флаги, методические пособия и компьютерные клавиатуры на грузинском языке. Эти "дети" в грузинском правительстве меня выслушали. Обещали помочь, но ничем не помогли. Они, оказывается, все эти годы закупали оружие, а не учебники. И теперь Саакашвили сделал нас, всех грузин в России, заложниками своей политики.
РГ: Почему же, на ваш взгляд, он решился напасть на Цхинвал?
Цинделиани: Честно говоря, нет ответа. Либо у него с психикой не все нормально, либо ему так приказали его хозяева в США.
РГ: Что сейчас в первую очередь необходимо российским и осетинским грузинам, если все же забрезжут ростки нормализации двусторонних отношений?
Цинделиани: Надо наладить консульскую службу, чтобы вопрос получения виз был упрощен. Лучше вообще отменить визы.