Этой житейской историей министр иностранных дел Сергей Лавров завершил свою пресс-конференцию в Стамбуле. Но вполне мог бы начать с нее рассказ о визите в Турцию. Поскольку, как в "капле Босфора", она отражает уровень отношений между нашими странами.
Я вдруг вспомнил, как через два дня после того, как Анкара признала независимость Косово, Лавров принимал в Москве своего турецкого коллегу Али Бабаджана. Тогда министра спрашивали о том, как косовская проблематика отразится на отношениях между Турцией и Россией. В Стамбуле журналисты упорно задавали дипломатам аналогичный вопрос. Только вместо Косово фигурировала Южная Осетия. Ответ не изменился. "У нас есть уважение друг к другу. Но есть темы, по которым мы расходимся. Эти расхождения не вызывают истерики, угроз и воспринимаются как факт жизни", - прокомментировал Лавров отказ Анкары признать независимость бывших грузинских республик.
Визит министра иностранных дел России в Турцию, второй за последние три месяца, на этот раз имел особое значение. И не только для двусторонних отношений. Дело здесь в особом статусе Турции - будучи членом НАТО, это государство, по словам Лаврова, никогда не ставило обязательства перед альянсом выше других международных договоров. И не позволяло блоковому мышлению преобладать, когда речь шла о региональной безопасности. Возможно, поэтому Москва никогда не относила Анкару к категории "чужих" государств.
Сегодня Турция принадлежит к числу крупнейших торговых партнеров нашей страны. Товарооборот между Анкарой и Москвой к концу текущего года преодолеет отметку в 25 миллиардов долларов. Это позволит России выйти на первое место среди торговых партнеров Турции.
В отличие от Евросоюза, чьи представители во время грузино-югоосетинского конфликта активно занимались челночной дипломатией,
Анкара не спешила выкладывать на стол свои козыри. Но в то же время внимательно наблюдала за происходящим, стараясь избегать резких оценок и сохраняя необходимый для любого посредника нейтралитет.
Еще 11 августа, когда грузинские "Грады" вели обстрел Цхинвала, глава правительства Турции Тайип Эрдоган предложил создать "кавказский альянс". Этот пакт, направленный на стабилизацию обстановки в регионе, предусматривал участие в нем пяти государств Черноморского бассейна - России, Грузии, Азербайджана, Армении и Турции. В Анкаре утверждали, что эта идея сразу же получила одобрение в Москве и Тбилиси. По итогам переговоров в Стамбуле Лавров подтвердил: главная ценность турецкой платформы стабильности на Кавказе заключается в том, что она исходит из здравого смысла и передает инициативную роль в урегулировании конфликта региональным странам.
После того как стало ясно, что единая Европа далеко не едина в своем восприятии восточной политики и вряд ли подходит на должность мирового судьи в Закавказье, в России стали рассматривать возможность более тесного подключения Турции к урегулированию ситуации вокруг Южной Осетии. Эта тема была ключевой в ходе визита в Стамбул Лаврова.
В минувшее воскресенье в Турции принимали грузинскую делегацию, которую возглавляла министр иностранных дел Экой Ткешелашвили. Если судить по пресс-конференции, проведенной по итогам встречи, представители Тбилиси остались не слишком довольными услышанным в Анкаре. В частности, министр иностранных дел Турции еще раз подтвердил: "Главное условие обеспечения мира в Грузии - решение всех проблем мирным путем". Он призвал все стороны, вовлеченные в конфликт, действовать хладнокровно и не допустить нарастания напряженности до уровня мирового кризиса. Похоже, что в Тбилиси рассчитывали услышать совсем иные оценки ситуации от государства - члена НАТО, которое Вашингтон всегда называл стратегическим партнером на Востоке.
Однако уже сам факт визита представителей Тбилиси в турецкую столицу говорит о том, что руководители "проекта Саакашвили" в Вашингтоне понимают - в качестве регионального посредника Анкара имеет на руках неоспоримые козыри. Первый и безусловный - контроль за проливами Босфор и Дарданеллы. После того как турецкие власти отказались пропустить в Черное море военные корабли США с гуманитарным грузом для Грузии, сославшись на то, что их водоизмещение превышает допустимые в конвенции Монтре нормы, американцы были вынуждены отступить и послали в Грузию суда, чьи размеры соответствовали международным соглашениям по Черноморскому бассейну - менее 15 тысяч тонн.
Еще один очевидный козырь Анкары - относительный нейтралитет в ходе конфликта вокруг Грузии. И что немаловажно - в отличие от лидеров Евросоюза, делающих множество политических заявлений прогрузинского характера, турецкие власти избегали резких, а главное, односторонних оценок.
В свою очередь, для Анкары поучаствовать в разрешении конфликта - хороший шанс продемонстрировать Евросоюзу свою значимость в качестве его возможного нового члена и показать пагубность политики отдельных государств ЕС, которые не хотят воспринимать Турцию в качестве части единой Европы. К тому же посредническая миссия в Закавказье предоставит Анкаре дополнительные козыри в диалоге с Вашингтоном - до сих пор Белый дом всячески препятствовал борьбе, которую ведут турецкие военные с курдскими боевиками, обосновавшимися в Северном Ираке. Участие в спасении "проекта Саакашвили" даст Турции очевидные бонусы при обсуждении североиракских операций в Вашингтоне.
Россия уже высказала свою заинтересованность в "кавказском альянсе". Хотя, как признал посол России в Анкаре Владимир Ивановский, "невозможно за ночь выполнить заложенные в этой идее принципы: сотрудничество, безопасность и развитие кооперации".
На полях стамбульской встречи Лаврова с его турецким коллегой оказалась конфликтная ситуация, которая сложилась вокруг прохождения турецких товаров через российскую таможню. По словам российского министра, стороны активно ищут выход из ситуации. В частности, таможня нашей страны уже предложила ввести упрощенный порядок пересечения границы для грузов, которые будут перевозиться из Турции по воздуху. Тем не менее представители турецких СМИ вновь и вновь интересовались, как удастся разрешить эти экономические трудности между нашими странами.