Новости

03.09.2008 04:53
Рубрика: Экономика

Штурм ларька

Власти Каменска-Уральского объявили войну пивной торговле
Текст: Дарья Кезина (Свердловская область)

Совет безопасности третьего по величине города области Каменска-Уральского настоятельно рекомендовал местным владельцам ларьков прекратить ночную продажу пива. Отдельные предприниматели уже создали оппозицию "трезвой" инициативе и намерены отстаивать свои интересы в арбитражном суде.

Борьба с зеленым змием ведется на каменской земле давно. На алюминиевом заводе с особо ненадежных даже брали письменные обещания не брать в рот ни капли под угрозой увольнения. А на трубном гиганте проводили конкурсы лучшей пропаганды трезвого образа жизни. Прошлым летом, в День города, горожан решили "порадовать" введением однодневного сухого закона: продажа алкоголя была запрещена в большинстве ларьков и магазинчиков.

Четыре года назад тогдашний мэр города Виктор Якимов прославился на всю страну, запретив торговать горячительным в вечернее и ночное время. Однако Федеральная антимонопольная служба усмотрела в этом нарушение закона "О конкуренции". Мол, в случае запрета каменские фирмы, получившие право на официальную торговлю алкоголем, проигрывают конкурентам из других населенных пунктов. В итоге глава города вынужден был отменить свое постановление. Однако за те два месяца, что действовал запрет, как грибы после дождя расплодились подпольные точки, торгующие "самопалом", а с прилавков аптек смели настойку боярышника.

Новый мэр Каменска Михаил Астахов явно решил продолжить линию своего предшественника. Правда, на этот раз власти действуют осмотрительнее: все запреты носят рекомендательный характер. В конце августа на городском Совете безопасности обсуждалась острая проблема увлечения горожан хмельными напитками и, как следствие, роста числа "пьяных" преступлений. Дальше всех пошел начальник милиции общественной безопасности при УВД города Игорь Хачко: он предложил запретить торговлю пивом в ночное время.

- Только в июле рядом с уличными киосками, имеющими в ассортименте пиво, совершено 39 правонарушений - грабежи, побои, кражи и хулиганство, - объяснил корреспонденту "РГ" свою идею Игорь Хачко. - Для некоторых предпринимателей ограничения на продажу пива несовершеннолетним действуют только на бумаге.

Однако запретить торговлю пивом напрямую мэрия не имеет права. После заседания Совбез выдал заключение, один из пунктов которого гласит: продажу пива в ночное время (а именно: с десяти вечера до шести утра) рекомендовано ограничить.

Первым на инициативу отреагировал городской союз малого и среднего бизнеса. По словам председателя Татьяны Рябовой, большинство бизнесменов "отнеслись к проблеме с пониманием". Но немедленно сворачивать торговлю пивом никто не спешит. Поэтому власти готовы пустить в ход административные рычаги.

- Если мы заметим, что они регулярно нарушают закон, то будем обращаться в мэрию с ходатайством о расторжении договоров аренды земельных участков, - обещает Игорь Хачко.

Начальник отдела по потребительскому рынку и услугам мэрии Надежда Швыдкая предполагает, что через два-три года уличный пивной бизнес в Каменске удастся свести на нет.

- Для тех, кто не захочет перепрофилировать бизнес, есть другой путь, - говорит она. - Мы готовы подписывать с владельцами киосков дополнительные договоры. Например, если предприниматели письменно обязуются не продавать пиво подросткам, но многократно нарушат это обещание, договор аренды может быть прекращен досрочно.

Как утверждают в мэрии, в борьбу с пивными киосками включились рядовые горожане. В приемную ежедневно поступают звонки и письма от разгневанных каменцев, требующих закрыть под своими окнами "это безобразие". Специалисты подсчитали, что нынешняя общероссийская реформа потребительского рынка дает возможность избавляться от ларьков там, где в них нет необходимости, - то есть если в шаговой доступность от жилья (700-800 метров) есть продуктовый магазин.

Однако, несмотря на благие начинания местных чиновников, отдельные представители каменского бизнеса категорически не согласны с новыми старыми веяниями. Как нам рассказали в мэрии, несколько бизнесменов создали инициативную группу и готовы отстаивать свое право на ночную торговлю пивом. Это не крупные бизнесмены, а владельцы одного-двух киосков, расположенных на остановочных комплексах. Для их семей ларьки - единственный источник дохода. Предприниматели заявили, что в случае необходимости они готовы отстаивать свои интересы в арбитражном суде.

Неоднозначно откликнулась на антипивную политику и широкая общественность. Инициативу мэра активно обсуждают на городских форумах. Например, представители студенческого сообщества даже составили обращение к каменцам, в котором подвергли критике начинание властей.

- Бороться с алкоголизмом такими методами смешно. Трудоспособные каменцы спиваются прежде всего потому, что в городе безработица. Многие, получив дипломы, годами не могут найти себе достойное применение. Властям надо создавать новые рабочие места, стимулировать земляков хорошей зарплатой, социальным пакетом, перспективами, тогда у молодежи и потребность в горячительном станет гораздо ниже, - заявила "РГ" руководитель каменского студенческого движения Наталья Суворкова.

Мнения

Борис Тепляков, главный нарколог Екатеринбурга:

- Ограничения каменских властей ничего не изменят для тех, у кого уже есть зависимость от пива. В то же время бороться с пивным алкоголизмом надо, потому что проблема эта на Среднем Урале стоит остро. Плотность современному пиву придает спирт. Такое пиво очень опасно, так как вымывает из организма калий-натриевые соли. Это приводит к сердечной миокардиопатии, нарушению обмена веществ. В то же время точной статистики по пивному алкоголизму в Екатеринбурге нет. Будем надеяться, какие-то плоды принесет день трезвости, объявленный в регионе 13 сентября.

Алексей Подоляко, Исполнительный директор НП "Альянс":

- Общий мониторинг потребительского рынка области свидетельствует, что 98 процентов алкоголя закупается жителями в дневное, а не ночное время. Поэтому возникает вопрос: изучали ли в администрации Каменска-Уральского статистику продажи алкоголя. Иначе может получиться "много шума из ничего".

Продуктивнее социальная реклама, системная воспитательная работа среди подрастающего поколения - это, конечно, гораздо сложнее, дольше и дороже, но гораздо более действенно. А если говорить про тенденции развития торговли в городах России, то в течение ближайших лет ларьки вообще должны исчезнуть с городских улиц, как это уже произошло в Москве и происходит в Екатеринбурге. Так что, на мой взгляд, лучше местной администрации активнее вести работу в этом направлении, повышать потребительскую культуру населения через рекламно-просветительскую работу и реформирование объектов торговли.

Между тем

По наблюдениям областного минздрава, в регионе за год на душу населения приходится 56 литров пива. Число несовершеннолетних его потребителей ежегодно растет на один-два процента.  Реальная же заболеваемость, полагают медики, втрое выше. За минувший год в областную психиатрическую больницу поступило 20 пациентов с разными формами пивного алкоголизма.

Экономика Бизнес Малый бизнес Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область