Беларусь и Россия упрощают налоговые законодательства

Налоговое законодательство Беларуси и России уже имеет немало общих черт. Скажем, налог на добавленную стоимость в Российской Федерации по большинству товаров исчисляется по ставке 18 процентов. Такая же действует и в Беларуси. Совпадает и уровень отчислений государству с прибыли предприятия - 24 процента. И все-таки назвать налоговые режимы двух стран схожими пока сложно. Главное различие, по мнению экспертов и представителей бизнеса, заключается в уровне общей налоговой нагрузки на экономику. В России она существенно ниже.

По данным Министерства финансов России, суммарное налоговое бремя на экономику составляет 34,7 процента ВВП. Для Беларуси подобный показатель был характерен в 2004 году. С того времени централизация финансовых ресурсов еще более возросла. Так, по информации Министерства по налогам и сборам Беларуси, в 2006 году через бюджет и государственные фонды перераспределялось 48,4 процента ВВП. А по данным за первый квартал 2008-го, уровень централизации финансов вырос до 55,4 процента.

Впрочем, на состоявшейся недавно в Минске встрече представителей белорусского правительства и бизнеса отмечалось, что, несмотря на рост отчислений в бюджет, налоговая нагрузка на белорусские предприятия постепенно снижается. По словам заместителя министра по налогам и сборам Ларисы Кондратовой, на степень централизации средств влияют не только налоги, но и, например, такие факторы, как поступление в бюджет экспортной пошлины на нефтепродукты.

- Размер этой пошлины растет. Но правильно ли говорить о том, что это приводит к увеличению налоговой нагрузки на предприятия? - объяснила суть вопроса Л. Кондратова.

Надо сказать, что во время дискуссии многие представители бизнеса отмечали, что они реально чувствуют снижение налогового бремени. Особенно ощутимой для предприятий стала отмена с начала этого года однопроцентного платежа с выручки в дорожный фонд. Кстати, такой же налог практиковался и в России. Он просуществовал дольше других оборотных платежей. Российское правительство отменило его в 2002 году.

По оценкам Минфина Беларуси, благодаря ликвидации отчислений на развитие дорожного хозяйства на счетах предприятий останется около триллиона белорусских рублей. В Беларуси по примеру России намерены полностью уйти от признанных в мире непопулярными платежей с оборота. По словам министра финансов Андрея Харковца, к 2010 году налогов с выручки не останется. Для этого с начала следующего года отчисления в целевой фонд поддержки аграрного сектора будут снижены с двух до одного процента. А с 2010-го полностью отменены. По расчетам, это позволит оставить в распоряжении предприятий более двух триллионов белорусских рублей.

Таким образом, если в Основных направлениях налоговой политики России на 2009-2011 годы предусмотрено "сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени...", то бюджетно-налоговая политика Беларуси в ближайшей перспективе нацелена на снижение налоговой нагрузки на бизнес. А это значит, что уровень налогообложения субъектов хозяйствования в России и Беларуси будет сближаться.

Общим для обеих стран является работа над унификацией налоговых ставок. В Беларуси, в частности, со следующего года планируется ввести единый налог с продаж и на услуги. Сегодня максимальная ставка налога на услуги составляет 10 процентов. Налог с розничных продаж зависит от происхождения товара. С белорусских и российских изделий платеж исчисляется по ставке пять процентов. С товаров из третьих стран - 15 процентов. С 2009 года планируется ввести единый пятипроцентный налог с продаж и на услуги. Страна происхождения товара не будет иметь значения. Помимо обеспечения равных конкурентных условий на рынке розничных продаж это позволит серьезно упростить ведение бухгалтерского учета.

К упрощению налогового администрирования, по мнению экспертов, должно привести и предлагаемое Министерством финансов Беларуси введение плоской шкалы подоходного налога - 12 процентов. Это, к слову, может стать одним из главных новшеств в белорусской налоговой системе. Сегодня граждане уплачивают подоходный налог по прогрессивной шкале. Уровень отчислений может составлять 9, 15, 20, 25 и 30 процентов - в зависимости от объема заработанного в течение года. По данным правительства, несмотря на высокую предельную ставку, в среднем белорусские налогоплательщики отчисляли в бюджет 11 процентов своего дохода. Этот показатель ниже действующей в России единой 13-процентной ставки. Однако многие эксперты указывали и на недостаток белорусской прогрессивной системы. Главный из них - это высокий уровень изъятий у наиболее высококвалифицированных и оплачиваемых специалистов. 30-процентная ставка подоходного налога таит опасность оттока ценных кадров в страны с более щадящей нагрузкой. Еще одним серьезным минусом является высокая вероятность выплаты зарплат в "конвертах". По мнению А. Харковца, 12-процентная плоская шкала поможет в решении обеих проблем. А чтобы не пострадали наименее обеспеченные граждане, предлагается существенно повысить необлагаемый минимум доходов. В итоге благодаря переходу на 12-процентную шкалу в распоряжении населения в следующем году может остаться около 600 миллиардов рублей дополнительно.

Так же, как и в России, в Беларуси продолжается работа над упрощением налогового законодательства. В ближайшее время планируется отменить 20 платежей. После чего останется 27, из них регулярных - 6. По словам премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского, качество белорусского налогового законодательства должно отвечать европейским стандартам. Это повысит эффективность белорусской экономики, сделает ее еще более привлекательной для зарубежного, в том числе российского, инвестора.