С вводом в эксплуатацию здания административно-делового назначения "Соколиная гора" программа высотного строительства "Новое кольцо Москвы" вступила в новую стадию - активной реализации. Координировать ее поручено ОАО "Новое кольцо Москвы" (НКМ), единственным учредителем которого стало правительство Москвы в лице департамента имущества.
Как известно, Генпланом столицы определено строительство в Москве 60 высотных зданий только на первом этапе (до 2015 года). Среди них будут и офисные, и жилые, и гостиничные, рассчитанные на 10 тысяч мест.
"Первой ласточкой", или "первым ласточкиным гнездом" программы стал 43-этажный жилой комплекс "Эдельвейс" на Давыдковской улице неподалеку от Поклонной горы. Дом получился мощным и даже монументальным, но никак не заслоняющим исторические пейзажи столицы.
Именно по этому принципу будет построено все запланированное кольцо новых высоток. В центр и даже в пределы Третьего транспортного кольца небоскребам путь вообще заказан. Как заявил Юрий Лужков, "высотки будут строиться только в срединно-периферийном поясе. Здесь они оправданны из-за высокой стоимости земли и должны дать неплохие поступления в городскую казну".
Высокая цена квадратного метра побуждает архитекторов к максимально функциональному использованию территории. Например, "Эдельвейс" вытянулся в небо на те же 176 метров, что и сталинская высотка на Котельнической набережной. Однако превзошел "предка" на 11 этажей.
Сэкономили не на высоте потолков, а на шпиле: вместо 40 метров он поднялся лишь на 10. А ведь смотрится не хуже!
Архитектурные справочники утверждают, что первым в мире небоскребом стал девятиэтажный The Home Insurance Bulding, построенный в Чикаго в 80-х годах XIX века. Сегодняшний мировой рекордсмен по высоте - небоскреб "Тайбэй-101", построенный на Тайване. В нем 101 этаж при общей высоте 509 метров.
В Москве, как любит говорить главный архитектор города Александр Кузьмин, высотное строительство началось еще в древности - с храмов и колоколен. А первой девятиэтажкой высотой 76 метров стала станция Датско-шведско-русского телефонного общества (Милютинский пер., 5). Ее построили в 1903 году. Лишь спустя десятилетие в столице выросло 11-этажное здание Моссельпрома (Калашный пер., 2).
Далее были семь cталинских высоток, заложенные в 1947 году в честь 800-летия Москвы. Строились они по единому плану, чтобы очертить центральное ядро столицы. Кстати, архитектурных споров вокруг их целесообразности кипело немало, а попробуйте ныне представить Москву без них?!
Проект "Новое кольцо Москвы", по задумке архитекторов, тоже должен не просто "добавить площадей" городу, а органично вписаться в панораму мегаполиса и украсить его. "Наше серое большую часть года небо не терпит зданий в виде унылых громоздких кирпичей, гораздо красивее смотрится дом с каким-то оригинальным завершением - шпилем, сдвоенным силуэтом и так далее", - заявил Юрий Лужков, потребовав, чтобы сооружаемые 35-40- этажные дома имели свой московский стиль.
У главного архитектора столицы на сей счет свои планы.
"С появлением небоскребов любой район обретает лицо, - говорит Александр Кузьмин. - Возьмем, к примеру, жилой комплекс "Триумф-палас". Как его ругали, но сядьте на речной пароходик и поплывите в сторону центра города по Москве-реке. Сразу поймете, что именно он теперь задает силуэт города от водных ворот.
Или взять панораму со стороны МКАД, где комплексы "Олимпии" или "Алых парусов" как бы очертили контуры Строгинской поймы, имевшей раньше однообразную 17-этажную застройку. Архитектура комплекса "Воробьевы горы" однозначно в большей степени соответствует Четвертому транспортному кольцу, которое скоро пройдет по Минской улице. Сразу другой масштаб. Другой отсчет. Едешь уже по магистрали, а не просто бывшей улице, которая упирается в Филевский парк.
Высотки дают ориентацию в городе. Поэтому так важна запоминаемость их силуэтов. Чтобы, глядя на одну, было ясно, что рядом площадь Тверской Заставы, а по облику другой сразу узнавали Строгино или Щукино".
Не меньше чем архитектурным обликом нового кольца столичных высоток власти озабочены их надежностью и безопасностью. Именно поэтому 250-метровым пределом ограничена высота зданий. До 1 декабря 2008 года городской заказчик НКМ и Москомархитектуры должны закончить разработку и представить в министерство регионального развития предложения по техническим регламентам высотного строительства в столице с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования.
Но и сегодня проектирование и сооружение столичных высоток ведется "по высшему классу", с учетом опыта, наработанного в США и Японии. Московских специалистов специально направляли туда в служебные командировки - на учебу.
- Нормативы существуют для того, чтобы у проектировщика не болела голова в стандартной ситуации, - поясняет Александр Кузьмин. - Когда строились сталинские высотки, никаких нормативов вообще не было. Для зданий, строящихся по индивидуальным проектам, существуют особые технические условия. Что мы сделали сейчас? Первое - разработали и утвердили на федеральном уровне основные требования к строительству высотных зданий. Документ, в котором четко описаны порядок и все те обязательные вещи, которые необходимо соблюдать. Например, должно быть минимум два незадымляемых спуска и обязательная отсечка этажей друг от друга, чтобы в случае возникновения пожара пресечь его распространение. Условия для размещения поблизости пожарных машин, вертолетная площадка и так далее. Эти требования утверждены в СЭС, у федеральных пожарных и зарегистрированы. По ним мы сейчас и работаем...
Сегодня в стадии проектирования и строительства находятся восемь новых высоток. Одной из первых должна быть сдана 40-этажная "Вертикаль" - жилой комплекс на пересечении Ленинского проспекта и улицы Обручева.
В нынешнем же году по планам строителей будет сдана 35-этажка на северо-востоке столицы - на Алтуфьевском шоссе, 54. В Восточном округе вырастут сразу 7 высотных зданий, три из которых считаются первоочередными: на улице Краснобогатырской и на Преображенской площади.
Полным ходом возводится 38-этажная "Континенталь" в Северо-Западном округе - на берегу Москвы-реки рядом с Живописным мостом. Она стоит в планах 2009 года, как и новая высотка возле станции метро "Ясенево" на Новоясеневском проспекте (Юго-Западный округ).
А в районе Свиблово на проезде Серебрякова началось сооружение трехкорпусного высотного комплекса, в проектировании которого приняли участие американские архитекторы.
В Западном округе в ближайшие годы будут построены высотки на Минской улице, в районах Фили-Давыдково и Можайский.
Найдется ли в столице достаточно желающих поселиться "под небесами"? Опросы населения показывают, что не менее 15 процентов столичных жителей выступают за высотное строительство в Москве и хотели бы жить в этих новых домах.
Остается надеяться, что желания этих людей совпадут с их возможностями.