Сегодня вдоль реки и под водой ржавеют четырнадцать отживших свой век барж и теплоходов. Тонны металлолома загрязняют воду и грунт, однако утилизировать бесхозные суда некому.
На днях транспортная прокуратура провела в акватории Иртыша проверку. Специалисты обнаружили груды корабельных обломков в районе поселка Николаевка в Советском округе. Здесь же найден старый теплоход и баржа, покрытые толстым слоем ржавчины. По словам местных жителей, наполовину затопленные баркасы стоят тут уже более пятнадцати лет.
Брошенные суда врастают в речной песок и в Усть-Ишимском районе. В советские времена ими пользовались работники местных колхозов.
- Сегодня у старых теплоходов и барж нет владельцев, поэтому убирать их с берегов Иртыша некому, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник отдела Управления Росприроднадзора по Омской области Вадим Матвейчук. - Между тем полузатопленные корабли представляют угрозу для окружающей среды. На борту могут находиться остатки нефтепродуктов, к тому же обломки выделяют оксиды металлов. Причиненный природе ущерб исчисляется десятками миллионов рублей.
Но пока вклад в решение проблемы вносят лишь жители соседних деревень.
- Сельчане за последний год разобрали и сдали в металлолом три старых судна, - сообщил начальник Омского линейного отдела Обь-Иртышского бассейнового управления Юрий Сосновенко.
По словам специалистов, помочь делу могут частные предприниматели. Однако для того, чтобы вытащить на берег "разбитое корыто", нужно получить разрешение в региональном минпроме.
На днях сотрудники Росприроднадзора оштрафовали омича, который купил полуразрушенный теплоход и пытался его распилить на части, чтобы сдать в металлолом. Однако работы пришлось свернуть, поскольку бизнесмен не имел разрешительных документов.
- Брошенные суда имеют статус твердых отходов, которые по закону должна утилизировать городская администрация. Но чиновники пока бездействуют, - сообщила "РГ" помощник транспортного прокурора Екатерина Майер. - Используя материалы проведенных нами проверок, мы подали иск на чиновников. Теперь кто и в какие сроки будет уничтожать останки старых кораблей, решит суд.