Благодаря аккуратным платежам за "коммуналку" элистинская пенсионерка стала владелицей бесхозной квартиры

По решению суда Дукр Санджиева стала полноправной владелицей бесхозного жилья, потому что в течение долгих лет была добросовестной хозяйкой квартиры: содержала ее в порядке и платила за коммунальные услуги.

На 71-м году жизни пенсионерка Санджиева стала обладательницей квартиры в Элисте, в которой проживала с 1991 года. Собственника ее дома установить не удалось.

Приобретательная давность - юридическая коллизия, которая периодически возникает на пространстве бывшего СССР в отношении бесхозного жилья. В 1970-80-е годы крупные заводы или сельхозпредприятия старались обеспечить своих сотрудников жильем, строя дома хозспособом, то есть самостоятельно закупая стройматериалы и нанимая рабочих. В строительстве активно участвовали и сами очередники: клали кирпич, штукатурили, красили. Далеко не все возведенные хозспособом дома своевременно ставились на баланс компании и вносились в реестр муниципального имущества. Поэтому в случае ликвидации такого предприятия-домовладельца - а в 1990-е годы банкротства и закрытия заводов и колхозов были массовым явлением - дом оставался бесхозным. А его жильцы оказывались в подвешенном состоянии, не имея на руках документов на право собственности. Доказывать факт принадлежности им жилья приходилось через суд.

- Санджиева - пожилой человек, вдобавок инвалид второй группы, так как страдает сердечным заболеванием - мерцательной аритмией, - рассказывает помощник прокурора республики Саглара Манжикова. - Юридическая неграмотность и отсутствие средств на оплату услуг адвоката не позволяли ей самой обратиться в суд для отстаивания своих интересов, поэтому этим занялась прокуратура.

Выяснилось, что домовладение, в котором проживала пенсионерка, действительно бесхозное и до 2000 года даже не имело почтового адреса и не указывалось на карте города. Единственный документ, подтверждающий принадлежность квартиры, - выписка из протокола совместного заседания совета кооператива и профкома элистинского кооператива "Железобетон" от 1991 года, по которому жилье закреплялось за Санджиевой. Разумеется, с тех времен кооператив распался, но женщина продолжала жить в доме, исправно платить за газ, свет и воду и поддерживать квартиру в порядке, насколько позволяли силы и здоровье.

- Мы запросили данные в территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, в агентстве по управлению имуществом Калмыкии, в комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии города. Оказалось, что дом, где живет Санджиева, не учтен в реестрах федерального, республиканского и муниципального имущества. Поскольку собственник жилого помещения неизвестен, то гражданин, который пусть и не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение пятнадцати лет, приобретает на него право собственности, - пояснила Манжикова.

Факт более чем 15-летнего проживания Санджиевой в квартире подтвердили соседи и коллеги, а аккуратная пенсионерка предъявила квитанции об оплате коммунальных услуг за несколько лет.

Компетентно

Динара Аминова, юрист:

- Итак, решение суда получено. Но, в соответствии с действующим законодательством, право собственности возникает с момента государственной регистрации такого права в специальном органе исполнительной власти - управлении Федеральной регистрационной службы по соответствующему региону.

Вступившее в силу судебное решение является основанием для государственной регистрации права собственности. Помимо судебного решения Санджиевой необходимо собрать и передать в регистрационную службу ряд документов: декларацию об объекте недвижимого имущества, кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, заявление о государственной регистрации права собственности, а также оплатить государственную пошлину.

Сотрудники регистрационной службы в течение одного месяца будут проверять представленные Санджиевой документы, после чего выдадут ей документ, удостоверяющий право собственности - свидетельство установленного образца.

Кстати

Стоит отметить, что приобретательная давность - вовсе не универсальный механизм, по которому любой жилец через 15 лет автоматически становится владельцем квартиры в доме, формально не имеющем собственника. Два года назад в одном из хуторов Мясниковского района Ростовской области суд отказал бывшим работникам давно распавшегося рыбхоза в оформлении права собственности и приватизации ведомственных квартир.

После банкротства рыбхоза в 1990-е годы бывшие работники почти 15 лет прожили в полной уверенности, что дом - ничей и по истечении необходимого срока по приобретательной давности окажется их собственностью. Но в последний момент у рыбхоза нашелся правопреемник, а у дома - собственник, который и оспорил в суде претензии жильцов. Теперь они платят домовладельцу фиксированную квартплату и потихоньку возвращают коммунальные платежи, которые не выплачивались несколько лет.