Не только автолюбители, но и водители общественного транспорта могут в Екатеринбурге координировать движение благодаря GPS-навигации.
Первопроходцами на пути прогресса стали трамваи. Вагоны нескольких городских маршрутов уже снабжены системой спутниковой связи, и за их движением сотрудники диспетчерских служб наблюдают "через космос". Самое любопытное, что даже водители точно не знают, в каком конкретно вагоне и в каком месте установлен передатчик, транслирующий сигнал.
Секретный ящичек, обеспечивающий "выход в космос", - это небольшой прибор, который включает в себя GPS-навигатор, приемо-передатчик с антенной, работающей по каналам сотовой связи, и мини-компьютер-контроллер, который отвечает за обработку данных. В диспетчерской службе установлен сервер, который собирает и обрабатывает всю поступающую от датчиков информацию, - координаты местонахождения трамвая, азимут, скорость движения.
Место расположения трамвайного "черного ящика" потому и скрывают от водителей, что он, по сути, контролирует их работу: задержки в пути, отклонения от маршрута - все это без слов будет известно диспетчеру. На экране его компьютера высвечивается карта города с местоположением всех трамваев в тот или иной момент, с точностью до десяти метров, причем данные продвижения по рельсам будут записываться через каждые 200-300 метров.
- Проще говоря, диспетчерская служба получила возможность оперативного контроля за движением трамваев, - объясняет корреспонденту "РГ" начальник службы автоматики и управления ЕТТУ Николай Дроздов. - Если трамвай задержался где-то больше чем на две минуты, то на экране появляется сигнал, и диспетчер обязан выяснить по радиосвязи причину простоя. Если это дорожная авария или какое-то другое ЧП, то можно быстро принять решение о своевременном объезде и отправить остальные вагоны по другому маршруту, чтобы они не сбивались пачкой на заблокированном направлении.
Как нам стало известно, спутниковая система установлена уже в 130 вагонах, в том числе на таких продолжительных маршрутах, как 13, 8, 5. До конца года планируется установить навигаторы во всех составах, выходящих на линию. Кстати, каждый такой прибор стоит 15 тысяч рублей. Но, как считает руководство управления, расходы оправданны, так как новая система поможет навести порядок в работе общественного транспорта. И возможно, уральские трамваи, как в странах Европы, начнут ходить строго по расписанию.
Кстати
После наладки системы специалисты трамвайно-троллейбусного управления планируют предложить пассажирам особую услугу: передавать на сотовый телефон данные о том, где сейчас находится желанный трамвай. Предполагается, что, получив такое сообщение, пассажир сможет рассчитать, стоит ли томиться на остановке.