В уральских школах учится все больше детей трудовых мигрантов

Увеличение числа детей, которые при поступлении в школу не владеют русским языком, власти деликатно именуют "проблемой двуязычия". В Екатеринбурге испытательным полигоном для ее решения стала школа №50, волею судеб расположенная в месте компактного проживания мигрантов из ближнего зарубежья - по соседству с рынком "Таганский ряд".

- Проблема образования детей мигрантов сейчас выходит на первый план, - признает начальник управления образования Екатеринбурга Евгения Умникова. - Если в прошлом году таких обучалось полторы тысячи, то в этом набралось уже 1600.

В школе №50 русский язык не считает родным каждый третий ученик. В прошлом году здесь обучалось 166 детей-иностранцев, в этом - уже 248, в каждый из трех первых классов поступили по десять первоклашек, совершенно не говорящих по-русски.

- Конечно, тяжело с детьми из стран ближнего зарубежья работать, - признается директор школы Вера Федотьева. - Мы занимаемся этим уже десять лет, последние два года - по собственным методическим разработкам и программам.

От практики создания отдель­ных классов для иностранцев, о которой было поговаривали два года назад, педагоги отказались: в смешанных классах эффективнее проходит и освоение русского языка, и обучение толерантности. Для детей полутора десятков национальностей - киргизов, азербайджанцев, армян, курдов, узбеков, таджиков - организованы факультативные занятия по русскому языку, который они изучают как иностранный. Такие школьники обучаются по индивидуальным планам - в зависимости от успеваемости, и школа №50, по определению "с углубленным художественно-эстетическим развитием", получила дополнительную специализацию - "с обучением русскому языку". Параллельно работают и с родителями школьников: для них проводят отдельные родительские собрания, где рассказывают о традициях русского народа, знакомят с основами этикета. А жизнь подкидывает учителям все более сложные задачи. Директор Вера Федотьева рассказывает:

 - Привели к нам 12-летнюю узбекскую девочку, которая никогда и нигде не училась. Мы не можем оставить ее неграмотной, и в первый класс тоже посадить не можем - слишком взрослая. Она будет заниматься по индивидуальной программе.

Как учителям удастся совместить индивидуальный подход с новой, сдельной системой оплаты труда, в школе пока затрудняются сказать. Но показатели качества работы здешних учителей налицо: среди уже окончивших школу детей иностранцев немало медалистов, многие поступают в уральские вузы. Юные иностранцы осваивают русский фольклор: поют и пляшут, играют на ложках и даже на стиральных досках. Демонстрируют и другие таланты, например, одиннадцатиклассник Гарик Калашан - мастер спорта по тайскому боксу и чемпион России, правда, новый учебный год он встретил с двумя "хвостиками", поэтому будет заниматься опять же по индивидуальному плану.

Педагоги 50-й школы регулярно проводят городские семинары для коллег, которые тоже сталкиваются с "проблемой двуязычия". В Екатеринбурге сейчас пять школ, где русский язык преподается как иностранный.

По словам областного министра образования Валерия Нестерова, в отличие от Екатеринбурга, "в территориях области такая проблема остро не стоит". Например, в школу села Бруснятского, которая гордится тем, что работающий именно в ней декабрист-учитель Коротков изобрел школьную парту, в первый класс поступила только одна таджикская девочка: родители пытались устроить ее в школу еще в прошлом году, "чтобы учила русский", но тогда ее не приняли по возрасту. В этом году она заняла свое место в классе, и ей обеспечены опять же индивидуальные занятия для освоения языка страны проживания.

А в будущем уральским педагогам придется обучать детей не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья.

- В Атиге, на бывшем велосипедном заводе, сегодня достаточно большое производство, где трудятся китайские граждане, так что Нижнесергинский район заранее готовится к появлению в школах их детей, - сообщил министр образования. - По закону, в России любой ребенок имеет право на получение среднего образования - вне зависимости от гражданства его родителей.

Кстати

Мигранты из ближнего зарубежья занимают места не только за партами, но и за учительскими столами. Например, в школе Заречного с прошлого года учителями младших классов работают двое граждан Кыргызстана - Зарифа Пратова и Фаниль Хусанов.

- Наших же выпускников в сельские школы не заманишь, - вздыхает директор этого учебного заведения Роза Корнилова.