04.09.2008 02:20
    Поделиться

    Родители смогут следить за успеваемостью детей с помощью SMS-сервиса

    Все больше "школ будущего" распахивает двери для московских школьников

    22 школы и 4 блока начальных классов впервые распахнут двери для московских школьников в этом году. И такое прибавление бывает в столице практически каждый год.

    Долой "пеналы"

    Как сообщили "РГ" в департаменте образования Москвы, только за последние десять лет в столице построены 192 новые школы. По словам Ольги Ларионовой, руководителя департамента образования столицы, масштабное строительство новых учебных учреждений разного типа запланировано вплоть до 2012 года, среди которых будут возведены девять "школ здоровья", три "школы будущего"...

    Раньше школы строили по типу "самолетика" - два здания, соединенных переходом. Что и говорить, заниматься в таких тесновато, а удобств маловато. Скажем, один и тот же спортзал предназначен и для первоклассников, и для старшеклассников. Следовательно, без конфликта интересов не обойтись...

    В новых зданиях все по-другому. Столичные архитекторы еще в 2004 году внесли изменения в типовой проект зданий учебных заведений, сделав их более удобными. Владимир Ресин, руководитель стройкомплекса Москвы, как-то заметил: "Технологии изменились - это уже совсем не те "типовые проекты". Современная школа - это своеобразный конструктор. Из него можно делать учебные заведения различной конфигурации, где будет комфортно учиться многим сотням детей". И правда, современное школьное здание состоит из нескольких блоков, рассчитанных на учеников определенного возраста, а пересекаются они только в актовом зале и столовой.

    Однако у педагогов, для которых нет пределов для совершенства, уже накопилось немало пожеланий архитекторам: придумайте еще более удобные помещения для начальных и старших классов, "впишите" лекционную аудиторию амфитеатром, сделайте удобнее здания для детей-инвалидов... Впрочем, в индивидуальных проектах столичных учебных заведений многое из этого уже предусмотрено. В 2008 году половина школ будет построена по типовым проектам (И-1577А на 550 учащихся и И-1605А на 825 учащихся), а другая часть - по индивидуальным.

    Сейчас перед архитекторами снова стоит сложная задача: они учатся превращать прежние казенные здания в храмы науки. После реконструкции школы обзаводятся многофункциональными атриумами, дополнительными блоками для самых младших учеников, а вместо классов-"пеналов" с неизбежной галеркой появляются уютные квадратные кабинеты... За последние годы было снесено и на их месте построено 39 новых зданий школ, проведена реконструкция с модернизацией 17 школ. Предполагается, что до 2012 года реконструируют 24 школы и построят 56 новых на месте снесенных зданий довоенной постройки. Сейчас строители занимаются усовершенствованием трех школ: ВСШ N 27 на улице Старая Басманная, 35, школы N 185 на Михалковской, 3, и гимназии N 1531 на Годовикова, 4, строение 1. На месте старых зданий ведется строительство 9 зданий. Так, в скором времени распахнут двери школа N 1323 на Большой Ордынке, 15, школа N 480 на Средней Калитниковской, 22/3, строение 1, школа N 152, на 1-й Аэропортовской, 1/3, школа N 1137 на Лосевской, 7, и другие.

    А еще назрела необходимость проведения реконструкции с модернизацией пятиэтажных зданий школ серии МЮ 50-60-х годов постройки, которые уже не соответствуют действующим СанПиН. Сейчас НИИПИ Ген плана обследует состояние зданий и территорий этих школ. Когда работа завершится, будет разработана долгосрочная программа по их комплексной модернизации. Кстати, уже капитально отремонтировано 250 школьных зданий, что позволило сократить потребность в ремонте школ с 47 до 31 процента. Когда завершатся все работы, предусмотренные программой, потребность в капремонте упадет до 13 процентов, что позволит значительно улучшить условия обучения, считают в департаменте образования.

    Запруда в коридоре

    За последние десять лет только в центре столицы снесли и вновь построили почти два десятка школ. В том числе "школу будущего" N 2030, которая встала на месте двух своих предшественниц.

    Гигантский глобус установлен прямо в вестибюле, множество зеркал, деревья в кадках и фонтаны. Но, как считают педагоги, школа будущего прежде всего должна быть оснащена по последнему слову техники. Именно так здесь и обстоят дела.

    Специальных компьютерных классов нет - все здание оборудовано беспроводной сетью Wi-Fi. Каждому ученику, в том числе и первоклашкам, выдается соб ственный ноутбук Macintosh. Всего их 1100. Помимо этого около 300 компьютеров установлено стационарно. Ребята пользуются ноутбуками на уроках и дома. Причем информацию они могут получать не только от учителя или из Интернета, но и со школьного сервера, где расположены дидактические материалы по всем предметам и задания, которые ученики выполняют в режиме онлайн на уроках и дома, электронные версии классных журналов, расписание занятий...

    В каждом кабинете установлена маркерная доска с интерактивной связью. В кабинете биологии, например, на партах расположены цифровые микроскопы, изображение с которых выводится на стационарные экраны, установленные рядом. Впрочем, и в других кабинетах немало приспособлений, с помощью которых учение происходит с увлечением. Даже в коридорах никто без дела не слоняется. Ребенок познает мир через деятельность - по такой установке строится здесь учебный процесс. Например, любой желающий может поработать на установке для изучения физических свойств воды: устроить водопад или запруду, а также воочию увидеть, как образуются турбулентные потоки...

    Все предусмотрено для развития способностей учеников. Здесь работают несколько десятков объединений дополнительного образования по художественно-эстетическому, декоративно-прикладному, естественно-научному, техническому, эколого-биологическому и другим направлениям. Созданы издательский центр, фотокиностудия, библиотека-медиатека. А еще есть два бассейна, два спортивных зала плюс хореографический и тренажерный. Тратить время на поход ко многим врачам школьникам тоже не требуется. В медицинском блоке нашлось место для врачебного и стоматологического кабинетов, есть место для физиопроцедур.

    Все это великолепие расположилось на площади 20 тысяч квадратных метров. Было затрачено 1,1 миллиарда рублей. Неужели эта школа будет единственной в столице?

    Своим путем

    "Нам важно было собрать в одном месте все лучшие достижения современного образования, - заявил мэр Москвы Юрий Лужков по поводу школы N 2030. - Но не для того, чтобы эта школа стала единственной, а чтобы в дальнейшем этот опыт подхватили и другие. Речь о техническом перевооружении, качественном информационном обеспечении всех школ на базе отработанного веками опыта народного образования".

    Эксперимент по превращению обычных средних учебных заведений в "школы будущего" стартовал в прошлом учебном году. В нем приняли участие 35 школ. Другие учебные заведения тоже потянулись за "отличниками". По словам Ольги Ларионовой, уже более 500 московских школ включились в отработку инновационных образовательных технологий, и к 2012 году их станет 850. Исполнение этих планов во многом зависит и от строителей.

    Как рассказали в департаменте образования, в столичных школах сейчас установлено почти 56 000 компьютеров, более 200 московских школ имеют полнофункциональные локальные сети, в которых большинство кабинетов объединено в одну сеть. К 2012 году они появятся во всех без исключения школах. Количество предметных кабинетов (не считая кабинетов информатики), где установлены ПК, уже превышает 7600, а скоро их будет в два раза больше... "Теперь надо внедрять информационные технологии во все предметы, включая русский язык и математику", - заявила корреспонденту "РГ" Ольга Ларионова.

    Отметим: высокие технологии, которые взял на вооружение департамент образования, сопровождают столичного школьника и в классе, и дома. В рамках проекта городской целевой программы "Электронная Москва" внедряется система виртуальных дневников: SMS- и интернет-сервисов. Теперь дневник с "двойкой" от папы не спрячешь: многие родители контролируют успеваемость своих детей, заглядывая в электронные версии классных журналов, узнают с помощью SMS-сервиса расписание уроков, контролируют посещаемость ребенка. Педагоги хвастаются: в некоторых школах внедрение такой системы даже привело к росту успеваемости, поскольку подсчет среднего балла по оценкам, полученным учащимися, определяет рейтинг, что стимулирует дух соревнования.

    Поделиться