04.09.2008 01:00
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Сериал "Абсолютная власть" признан самым значительным событием телевизионного лета

    Сериал "Абсолютная власть" многие критики сочли самым значительным событием телевизионного лета

    В ночном эфире Первого канала в рамках "Городских пижонов" идет британский сериал "Абсолютная власть", который стал едва ли не самым содержательным событием минувшего лета.

    Шел и прошел. И, надо думать, возобновится, если будет снят очередной сезон.

    Актер

    Сериал поначалу привлек мое внимание исключительно тем, что в нем главную роль сыграл Стивен Фрай - фигура примечательная в англосаксонской культуре. Он и актер, и режиссер, и беллетрист, и журналист, и эссеист, и сценарист. Словом, мастер культуры широкого профиля. Его не зря на Британских островах величают то человеком-оркестром, то человеком-загадкой. У наших телезрителей, видимо, еще свежи впечатления от его игры в комедийном сериале "Дживс и Вустер", показывавшемся несколько ранее на канале "Культура".

    Отдельной строкой стоит отметить исполнение им заглавной роли в биографическом фильме о великом парадоксалисте Оскаре Уайльде. Наверное, его игра в этой картине не оказалась бы столь проникновенной и органичной, если бы сам фильм для него не стал в какой-то степени автобиографичным. Ему, как и Уайльду, довелось побывать на нарах. Правда, не в зрелые годы, а в молодости. И совсем по другой причине - его посадили за махинации кредитными карточками. Потом он морально настолько усовершенствовался, что предметом его творческих усилий стали аморальные махинации в социально-общественных отношениях.

    В этом пункте и наметилось внутреннее сближение художников, разделенных дистанцией в сто лет. Более всего вне зависимости от масштаба и глубины дарования их породнила неодолимая страсть ставить с ног на голову общепринятые моральные прописи, доводить до абсурда устойчивые логические построения и таким образом проверять все это на подлинность и основательность.

    Стив Фрай настолько убедительно обосновался в образе своего любимого литературного прототипа, так естественно в него вжился, что теперь издатели литературы об Уайльде помещают на обложках книг кадры из фильма. "В Японии, - заметил актер, - меня уже не отличают от Уайльда. Боюсь, там многие думают, что сочинитель "Портрета Дориана Грея" и многочисленных пьес все еще жив, здоров и продолжает сыпать парадоксами".

    Простодушные японцы не совсем не правы: Стивен Фрай, исполнитель роли Оскара Уайльда, по мере своих сил продолжает исполнять обязанности своего героя. Как в письменном виде - он автор таких бестселлеров, как "Лжец", "Гиппопотам", "Теннисные мячики небес". Так и устно, выступая на радио, на ТВ и играя в качественных телевизионных сериалах.

    Один из них - "Абсолютная власть" (2003 г.), знакомство с которым навело меня на некоторые размышления общего характера. Но сначала скажу несколько слов о самом сериале и его герое.

    Герой

    Не исключено, что лорд Генри, один из самых близких автору "Дориана Грея" по духу персонажей, окажись он нашим современником, проявил бы себя на поприще пиара не хуже Чарльза Прентисса, владельца PR-агентства в сериале "Абсолютная власть". По крайней мере как идеолог пиар-технологии. Это лорду Генри принадлежит фундаментальное теоретическое обоснование всякой рекламной деятельности: "Хорошего влияния не существует. Всякое влияние уже само по себе безнравственно, безнравственно с научной точки зрения". Потому так получается, рассуждает далее лорд Генри, что и добродетель, и грех одинаково заимствованы. То, что чужое, не способно стать своим.

    Реклама, стало быть, изначально безнравственна независимо от задачи, которую она решает. Но так устроен современный мир - без нее в условиях и обстоятельствах рыночной демократии его шестеренки и приводные ремни не работают. Кажется, что планета Земля не смогла бы кружиться вокруг своей оси без пиар-смазки, которую производят конторы типа PR-агентства Чарльза Прентисса и Мартина Мак-Кейба.

    "Все мы по жизни врем, - признается гуру пиара Чарльз Прентисс. - Иначе мир развалится".

    То, что делают Чарльз Прентисс и его коллеги, - это "влияние", но оно - вселенская смазь. Она надоб на во всех сферах современной человеческой жизнедеятельности. Она к услугам продавцов гамбургеров (неважно, какого они вкуса и качества), торговцев авиалиниями (несущественно, безопасных или не очень), покупателей имиджей (как привлекательных, так и отталкивающих).

    Кому-то надоедает его благообразный образ, и он требует от Прентисса и компании его замарать в глазах общественного мнения...

    Какой-то художник-авангардист, желая выиграть ежегодную премию, ничего другого не придумал, как выдавить из себя бутылку спермы. Чарльз Прентисс после мозговой атаки со своими сослуживцами предлагает более радикальный трюк: распродажу крови свиньи, выдаваемой за кровь самого художника. Фокус не удался: авангардист умер на посту при исполнении творческого акта, а свинья вроде бы осталась живой.

    Какая-то шоу-звезда на глазах у папарацци избил ножкой от стула "Икеа" свою беременную жену и ни о чем более не мечтает, как спасти свое лицо. После очередной мозговой атаки звезде придумывают тяжкую болезнь, легенда о которой запускается во все британские телеканалы. Последствие было неожиданным. Довольно много граждан сразу обнаружили ее тяжелые симтомы. А кто-то даже в предчувствии мучительной кончины покончил с собой. Но зато общественное мнение склонилось на сторону бытового хулигана.

    Девиз Чарльза Прентисса и его конторы: "Выньте деньги из писсуара, помочившись мимо". Проблема, однако, в том, что пиарщикам не всегда удается помочиться мимо, но это ни их, ни кого-либо из их корпорации не может остановить. Более того, это только раззадоривает пиар-искусников. Особенно когда дело доходит до политики.

    На службе политики

    Лорд Генри, человек ХIХ века, говаривал: "Политикой я не интересуюсь". Чарльз Прентисс, человек ХХI века, заинтересовался не столько политикой, сколько политиками в той мере, в какой они становились его клиентами.

    Один из них с высоты своего государственного положения посоветовал Чарльзу: "Вам надо идти в политику". Тот ответил с изяществом, достойным пера Оскара Уайльда: "Я предпочитаю оставаться там, где реальная власть".

    И то правда: демократия на пару с рынком отменяет тиранию авторитарной власти, делает подконтрольными бизнес, армию, спецслужбы... Эта "парочка" способна ограничить полномочия СМИ и умерить аппетиты коррупции, но неожиданно для себя обнаруживает, что вся полнота власти над обществом и над государством оказалась в руках легиона анонимных пиарщиков. Таких, как Чарльз Прентисс и ему подобные.

    В конце концов слуга многочисленных господ не мог не стать их всесильным и абсолютным Господином. Об этом и сериал "Абсолютная власть".

    Кстати

    Все тот же лорд Генри словно в порядке комментария к "Абсолютной власти" заметил: "Чтобы постигнуть Действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические трюки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней".

    Посмотрев акробатические трюки Чарльза Прентисса, мы в какой-то степени способны оценить сюжетные повороты нынешней избирательной кампании в США.

    лучшие и худшие программы теленедели

    Сергей Шаргунов, писатель

    Лучшие:

    1. "Мировые сокровища культуры" ("Культура"). Жизнь пестра и разнообразна, и передача это метко фиксирует. Особенно запомнилась серия про Азорские острова.

    2. "Матч столетия. Русские против Фишера" ("Культура"). Шахматная партия - метафора взаимоотношений личности и мира.

    3. "Принцесса Диана. Чисто английское убийство" (ТВ Центр). Млечин всегда излагает спорные версии, но любопытен его взгляд.

    Худшие:

    1. "Чрезвычайное происшествие" (НТВ). У ведущего - дикий охотничий азарт, хотя речь идет о страшном.

    2. "Час суда" (РЕН ТВ). Увы, откровенная фальшь и смакование уголовки. Неаппетитное сочетание.

    3. "Такси" (ТНТ). Ведущий вряд ли может сравниться с тонким писателем Гайто Газдановым, работавшим таксистом в Париже.

    Ксения Туркова, телеведущая "Новости "24" (РЕН ТВ)

    Лучшие:

    1. "На ночь глядя" (Первый). Всегда интересные, "отборные" гости, умный разговор.

    2. "Репортерские истории" (РЕН ТВ). Интересные темы, честность, глубина. Жду нового сезона!

    3. "Хорошие шутки" (СТС). Неглупый и незлой юмор, никакой пошлости и очень смешно!

    Худшие:

    1. "Ты не поверишь" (НТВ). Апогей "пожелтения" канала. Грязно и пошло.

    2. "Малахов +" (Первый). Программу можно воспринимать только как юмористическую, иначе психическое здоровье окажется под угрозой.

    3. "Секс с Анфисой Чеховой" (ТНТ). Порнография в самом широком смысле слова. "Эстетика телесного низа".

    Дарья Афанасьева, инспектор отдела кадров

    Лучшие:

    1. Программа "Время" (Первый). Благодаря ей можно всегда оставаться в курсе событий.

    2. "Человек и львы" ("Культура"). Интересны взаимоотношения между животными и людьми.

    3. "Моя прекрасная няня" (СТС). При просмотре не надо особо вникать в суть, все и так лежит на поверхности.

    Худшие:

    1. "Губка Боб квадратные штаны" (ТНТ). Очень плохая графика и сюжеты в мультсериале.

    2. "Счастливы вместе" (ТНТ). Сериал подводит мысли молодежи к тому, что семья - это бессмысленно.

    3. "Скажи это цветами" (НТВ). Подобные "творения" режиссерской мысли способствуют разгулу преступности в обществе.
     

    Поделиться