Московская область подтверждает свое лидерство по строительству жилья в стране. Данные государственной статистики говорят о том, что развитие экономики и, как следствие, социальной сферы Подмосковья имеет устойчивую положительную динамику. О том, каким образом достигаются такие результаты, корреспондент "РГ" беседует с губернатором Московской области Борисом Громовым.
Российская газета: Борис Всеволодович, как вам сейчас работается? И какими были прошедшие восемь месяцев?
Борис Громов: Работается напряженно. Немало проблем остаются нерешенными. Наряду с этим есть и очень серьезные достижения. Они позволили Московской области стать флагманом и опорой в реализации поставленных президентом России задач.
РГ: А именно?
Громов: Прежде всего в повышении заработной платы. В борьбе с бедностью, в формировании нового образа жизни, качественного улучшения среды обитания. Область подтвердила свое лидерство по строительству жилья в стране. Объем выполненных работ и услуг в строительной деятельности продолжает увеличиваться. Замечу также, что со временем наш подход к жилищному строительству заметно изменился.
РГ: В чем?
Громов: Появилось понимание того, что массовое строительство жилья фактически меняет статус городов. И целых районов. Преображает инфраструктуру муниципальных образований, приближая к международным стандартам.
РГ: А что можно сказать об индексе промышленного производства?
Громов: По итогам первого полугодия индекс по области составил 131,1 процента. То есть превысил показатели по России на 7,3, а по Москве - на 2,8 процентных пункта.
РГ: Значительный результат.
Громов: Это - данные государственной статистики. Они же говорят о том, что развитие экономики и, как следствие, социальной сферы в Московской области имеет положительную динамику. Улучшились также финансовые результаты деятельности предприятий и организаций. Значительно вырос объем розничной торговли, ускоряются темпы развития секторов в экономике, которые характеризуют рыночные отношения.
РГ: Несколько слов о бюджете.
Громов: Консолидированный областной бюджет вырос за первое полугодие на 40,7 процента. Достиг 140 миллиардов рублей. Сегодняшние темпы роста экономики, набиравшие ускорение в течение всего года, а также созданные заделы позволяют нам с конкретными мерками подходить к разработке бюджета 2009 года. И что особенно значимо - в принципиально новом объеме: 480 миллиардов рублей.
РГ: А как бы вы прокомментировали недавнюю инициативу федерального правительства существенно урезать дотации наиболее успешным регионам страны? Московская область как минимум в первой пятерке.
Громов: Дело правительства субъекта Федерации не комментировать те или иные решения или инициативы правительства страны. Мы должны находить пути их реализации.
РГ: Но ведь речь о средствах, на которые у вас наверняка имелись виды. Дотации носили постоянный характер, входили в планы...
Громов: Планы - часть жизни. А жизни без изменений не бывает. Наша задача, повторяю, поиск новых решений. В том числе и большая эффективность в работе.
РГ: Любой программный документ правительства Московской области обозначает социальную политику приоритетной. Как обстоят дела в реальности?
Громов: По всем направлениям социального развития, как в рамках национальных проектов, так и в результате реализации областных целевых программ, мы смогли продвинуться вперед.
РГ: Что вы считаете в социальном плане наиболее важным?
Громов: Борьбу с бедностью. Она не просто постоянно планируется как приоритетная. Она реально ведется. Приведу несколько примеров. С 1 июля текущего года минимальная заработная плата повышена нами до 6 тысяч рублей. Это почти втрое выше российского показателя. И выше прожиточного минимума, который сложился в Московской области. В следующем году предусматриваем возможность выхода на 8-тысячную отметку. В стратегическом плане это позволит в разы обеспечить превышение минимальной заработной платы над прожиточным минимумом. Правительство продолжает принимать очередные меры по дополнительным выплатам пенсионерам. При этом сохраняются представленные им ранее доплаты. Регулярно сокращается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Сегодня наши усилия направлены на то, чтобы сохранить набранные темпы роста заработной платы и доходов населения, а также удержать рост цен на потребительском рынке Подмосковья. Если мы выполним эти условия - а я в этом уверен - доля бедного населения по итогам года сократится до 8,1 процента.
РГ: А что можно конкретно сказать о реализации планов, связанных с традиционной заработной платой, - у станка, за рулем, в школьном классе, на строительной площадке?
Громов: В целом по области она выросла на 30,8 процента. Однако задача ставилась шире.
РГ: То есть?
Громов: Добиться роста зарплаты не только в целом по региону, но и на каждом предприятии.
РГ: Добились?
Громов: Не всюду. Пока разрыв между отраслями экономики, муниципальными образованиями остается значительным. В явных лидерах - транспортники и научные учреждения. Но мы пересматривать своих целей не намерены. В декабре текущего года средняя заработная плата должна достигнуть 27 тысяч рублей. В декабре 2009 года - 35 000 рублей.
РГ: Цифры впечатляют. Озадачивает, правда, слово "средняя". Не напоминает ли это известный показатель средней температуры по больнице?
Громов: Суть наших усилий состоит в том, чтобы рост происходил не за счет роста зарплаты руководителей, а за счет увеличения минимальной заработной платы. Тогда и о средней температуре по больнице забудут все.
РГ: Ясно. А с чем вы связываете понятие зарплаты помимо ее очевидного практического значения?
Громов: С социальными аспектами. С тем, что активизация покупательской способности граждан является залогом роста экономики области. Ее инновационной направленности. А также ростом мотиваций к высокопроизводительному труду.
РГ: Подобный взгляд на заработанный человеком рубль разделяют все руководители предприятий, муниципалитетов?
Громов: Хотелось бы.
РГ: В области есть убыточные предприятия. В какой мере это затрудняет поступательное движение экономики?
Громов: В очень серьезной. Правительство постоянно работает над этой проблемой. Результаты есть: в текущем году нам удалось снизить их число в 29 муниципальных образованиях. А вообще даже несколько убыточных предприятий серьезный тормоз на пути экономического роста. Как губернатор я очень внимательно отношусь к этим фактам.
РГ: Известно, что Московская область - первый в стране регион, в котором разработана программа создания промышленных округов. Принят также закон, определяющий порядок организации в них производственной деятельности. Инициатива поддержана министерством экономики Российской Федерации. Какова судьба программы?
Громов: На сегодняшний день из 54 определенных программой округов работа началась уже в 19. Активизируется в четырех.
РГ: Успешно?
Громов: В Каширском районе объем инвестиций в сопоставимой оценке вырос в 1,8 раза, в Волоколамском - в 1,5 раза, в Сергиево-Посадском - более чем в полтора раза. К нам уже едут учиться коллеги из других субъектов Федерации. Вместе с тем в самом Подмосковье есть немало руководителей районов, до сих пор не определившихся в своем отношении к программе.
РГ: Поправить их некому?
Громов: Дело не в администрировании. Дело в понимании. Руководитель, не понявший сути задачи, не должен браться за ее выполнение. Хотя, получив нагоняй или строгий приказ, берется. Я исхожу из того, что людей следует приучать к осознанным, вразумительным действиям. Разъяснительный разговор на расширенном заседании Межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Московской области - необходимый шаг в этом направлении. Людям нужно просто многое растолковывать.
РГ: Президент страны Дмитрий Медведев в заостренной форме обозначил кадровую проблему. Ее решение, конечно, не дело одного дня. Но и не долгих десятилетий. Положение в России требует квалифицированных управленцев и специалистов в любой области человеческой деятельности. Особый акцент президент сделал на том, что речь идет не просто о дефиците специалистов среднего звена. Но и о крупных руководящих работниках. О тех, кто стоит во главе федеральных министерств и ведомств, правительственных чиновниках. Как вы решаете кадровую проблему? И так ли она остра в Московской области, как в большинстве регионов страны?
Громов: Ничто не обходит Московскую область стороной. Мы - часть страны. Ее проблемы - это и наши проблемы. Одни решаются легче у нас. Другие - у других. Это относится и к кадровой проблеме. Конечно, найти толкового руководителя производства или областного ведомства в Подмосковье намного легче, чем, допустим, в любом депрессивном регионе Севера или Дальнего Востока. Но дело-то в том, и об этом говорил президент, что толковых все меньше и меньше в стране! В связи с этим сегодня необходимы более четкие критерии оценок соответствия специалиста занимаемой должности. Неизбывным, центровым фактором в подходе к человеку, несомненно, должны быть реальные дела, которые на его счету уже имеются. Конечно, по организаторским способностям, проявленным ранее, по идеям, инициативности, владении самыми современными управленческими методами и технологиями можно определить и потенциал специалиста, возможного руководителя. Но как определить нечто более тонкое, невидимое, например, его человеческую порядочность? Честность? Принципиальность? Умение ладить с людьми?
РГ: Известны и другие негативные вопросы. И не менее, если не более трудные.
Громов: Известны кому? Вам?
РГ: Всем. Это - коррупция. Это родственные и дружеские связи. Это "ты мне, я тебе". Это землячество. Это лояльность, граничащая с холуйством. Это болезнь талантливого фона - когда министр, например, не допускает в свои замы человека более умелого и умного, чтобы не выглядеть самому глупее и бездарнее. И так далее. Мне кажется, что сумма подобных вещей и есть суть кадровой проблемы.
Громов: Возразить трудно. Но в данном случае есть и принципиальное обстоятельство. Своего рода гарантия успеха: в решении проблемы будет участвовать президент страны. Он не только обозначил проблему. Он объявил о своем личном контроле за ее разрешением. Объективно уже это должно пресечь привычное забалтывание и затягивание дел на долгие годы.
РГ: В последнее время такие города Московской области, как, например, Звенигород, Дмитров, Одинцово, Коломна, Ногинск стали выглядеть намного лучше, чем иные областные центры. Хорошие отзывы. Это системная политика правительства Подмосковья или инициативные действия глав администраций этих городов и префектур?
Громов: Это и то и другое. Кроме того, я уже говорил и с удовольствием добавлю: наш градостроительный комплекс не только научился быстро и качественно строить. Люди все в большей степени овладевают строительной эстетикой. Это относится как к сооружению новых жилых массивов, так и к реконструкции старых городов. Дело ведь не только в том, чтобы подкрасить и вымыть фасады домов. Или придать надлежащий вид улицам, это уже во многих местах делается самими жителями - культура населения растет. У строителей задачи особые - не нарушить исторический облик старых городов, сохранить их архитектурную неповторимость. И совместить с продуманными нововведениями.
РГ: Эта тема близко соприкасается с инициативой, сформулированной Госсоветом: преобразовать Россию в страну, самую привлекательную для жизни людей.
Громов: Я бы даже сказал, что не соприкасается, а является ее пусть и небольшой, но составляющей частью. Понятно, что для решения такой грандиозной задачи недостаточно создать материальную базу. Потребуется изменение образа жизни современного человека. Многое нужно сделать. Суметь воспитать у людей чувство гордости за то место, в котором человек живет. Пробудить желание сделать это место, как и свою жизнь, лучше. Назову прозаическую, но совершенно необходимую вещь. Вещь, важную для формирования среды обитания человека. Это - потребительский рынок. Сфера услуг. Культурное многообразие. Почему? Потому что именно в этой сфере человек удовлетворяет свои основные жизненные и общественные потребности. Замечу, кстати, что Московская область занимает третье место в России по объему платных услуг.
РГ: А кто первое?
Громов: Москва и Санкт-Петербург. Но ни в одном из этих призовых мест, включая Московскую область, качество и виды предоставляемых услуг, темпы их роста нельзя, мне кажется, назвать удовлетворительными. Они не соответствуют темпам роста экономики и доходов населения.
РГ: Что уж говорить о других местах... Позвольте в связи с этим небольшое печальное отступление. В свое время я входил в группу журналистов, которые сопровождали генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в его поездке по стране. В городе Тольятти во время митинга в рабочем клубе автозавода Горбачев сделал незабываемое заявление. Обращаясь к автосборщикам купленной, как известно, в Италии модели нынешних "Жигулей", он уверенно сказал: "Через 15 лет советские автомобилестроители станут законодателями автомобильной моды в мире". Слова потонули в аплодисментах. А уверенность генсека - в выхлопных газах сегодняшних и вечных "Жигулей". Я это к тому, чтобы мой предпоследний вопрос не показался слишком уж бессмысленным: не ожидает ли подобная судьба и великую инициативу - ведь она действительно грандиозная - сделать Россию самой привлекательной для жизни человека страной в мире!
Громов: Общество всегда нуждается в великих инициативах. Но, чтобы они реализовались, начинать нужно с себя. Во всем и всегда.
РГ: А не начинать сооружение печи с трубы. В нашем случае с громких восторгов от самой идеи.
Громов: Само собой.
РГ: И последний вопрос: как вы можете обозначить основной деловой принцип, которым и сами как губернатор, и члены правительства Московской области руководствуются в своей работе?
Громов: Принцип такой, конечно, есть. Мы его не декларируем, но следовать ему стараемся. Потому что в своей последовательности он очень важен. И прост: "Думать. Решать. Делать".