Почему в Иркутской области не хватает учителей

По данным департамента образования, 1 сентября приступили к работе 31233 педагога, при этом в муниципалитетах, согласно штатному расписанию, не хватает 584 учителей. Что делается в регионе для решения кадровой проблемы в школах, разбиралась корреспондент "Российской газеты".

Острее всего ощущается нехватка преподавателей английского языка - 93 вакансии до сих пор открыты.

- И в прошлом году у нас не было преподавателя, и в этом году директор говорит, что пока никого нет, - сокрушается Анна Ворсюк, мама семиклассницы Марины из Черемхово. - Если так и дальше дело пойдет, наверное, придется репетитора нанимать, ведь от экзаменов нас никто не освободит.

В Иркутском государственном лингвистическом университете в этом году подготовлено 115 учителей английского языка, однако работать в школы пойдут далеко не все.

- Из 13 студентов, которые проходили целевое обучение, в школы устроились 9 человек (двое юношей ушли в армию, две девушки вышли замуж за военных), - пояснила корреспонденту "РГ" Ирина Вологжина, начальник учебного управления вуза. - Среди тех, кто обучались на общих основаниях, многие не скрывали, что не собираются заниматься педагогикой - уж слишком невысокие зарплаты, да и проблемы с жильем не решаются из года в год, понятно, что девушки устраиваются там, где предлагают лучшие условия.

Также в области не хватает учителей русского языка, математики, физики, информатики и химии. Последствия кадрового голода уже начинают сказываться на качестве обучения.

Весной ученики трех школ в Нижнеилимском районе, не прошедших аккредитацию, едва не оказались без аттестатов о среднем образовании. Тогда комиссия службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области установила, что качество образования в этих учебных заведениях не соответствует стандартам. На протяжении нескольких лет ученикам не преподавали химию, иностранный язык и черчение.

В результате, в Заморской и Дальнинской школах выпускные экзамены прошли в традиционной форме, а учебные учреждения обязали пройти повторную аккредитацию. Ученики Соцгородокской школы - неаккредитованной по начальному, основному и среднему уровням образования - сдавали экзамены в соседней Видимской школе, расположенной в 30 километрах.

- К началу нового учебного года мы ситуацию с нехваткой кадров разрешили, - рассказал Николай Букин, начальник департамента Нижнеилимского района. - А в Соцгородокской школе назначен новый директор. Что мы только ни делали, чтобы найти учителей - и объявления в "Учительскую газету" давали, и обращались за помощью в Иркутский государственный педагогический университет...  Приехали к нам люди все-таки - из Братска, Хакасии, Калмыкии. Основным аргументом для них послужил тот факт, что решалась проблема с жильем. В поселке Дальний и Соцгородке оно благоустроенное, в Заморском - неблагоустроенное, но хоть какое-то, раньше и этой возможности не было.

Руководители школ признаются, что "набрать штат" - самая трудная часть работы, ведь от того, насколько правильно она решается, зависит и качество образования, и настроение в коллективе.

- Самое печальное, что к нам не идет работать молодежь, - считает Надежда Свирская, директор одной из школ в Братске. - И причина здесь не только в невысокой зарплате, а в том, что профессия потеряла былой социальный статус. Сейчас в школе остались или энтузиасты, или те, кто не смог устроиться на более престижную работу.

Выпускники вузов свое нежелание работать по профессии объясняют еще и непростым психологическим климатом в учебных заведениях.

- Я до последней практики на пятом курсе была уверена, что обязательно пойду работать в школу, - объяснила Ксения Брест, выпускница педуниверситета. - Но я точно знаю, что не смогу привыкнуть к снисходительному отношению со стороны учеников и их родителей. Позиция "мы вам сдали детей в школу, вот и делайте, что хотите, но знать они должны все", я считаю, чисто потребительская, непартнерская, а она сейчас преобладает. Бороться с этим явлением - все равно, что об стенку головой биться.

Компетентно

Наталья Малявкина, начальник департамента образования Иркутской области:

- Ситуация с кадрами, действительно, непростая, есть открытые вакансии, но в начале сентября ситуация пусть не кардинально, но все-таки изменится к лучшему. Многие выпускники вузов находятся в процессе трудоустройства. И в муниципалитетах начинают принимать меры, чтобы привлечь в школы молодежь, а то ведь средний возраст учителя в регионе - за 50 лет. Например, в Иркутске за счет городского бюджета введена пятидесятипроцентная надбавка к окладу выпускникам вузов. Таких в школы в этом учебном году только в областном центре придут 200 человек. Есть и общежитие для молодых специалистов, пока, к сожалению, одно. Разрабатывается совместно со Сбербанком проект о выдаче лучшим педагогам беспроцентных кредитов на приобретение жилья. Я думаю, что дело с мертвой точки сдвинулось, постепенно проблема решится.

А как у соседей?

Новый учебный год Алтайский край, в отличие от некоторых своих соседей по Сибирскому федеральному округу, начал почти с полным комплектом педагогов. Сегодня  в общеобразовательных учреждениях региона преподает 26,6 тысячи учителей. Всего в системе общего образования трудятся более 47 тысяч педагогов.

Несколько последних лет система образования края переживает реструктуризацию. Этот процесс предполагает видоизменение сети общеобразовательных школ: маленькие или "консервируют" (таких не больше десятка), или присоединяют, делая их филиалами, к более крупным и сильным. За последние четыре года общее количество школ сократилось почти на сотню - сейчас в крае насчитывается 1411 общеобразовательных учреждений. В этом году реструктуризация коснется еще 43 школ. В этих условиях вопрос дефицита учительских кадров в регионе не так актуален. Чаще всего педагоги из присоединяемых школ отправляются на заслуженный отдых - благо, что уже или возраст позволяют, или выслуга лет. 

И хотя, как признали в управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи, на 1 сентября в школах региона считаются свободными 56 вакансий, детям преподают все предметы в предписанном объеме - часы незанятых ставок разделили между собой работающие учителя.

Однако то, что пока педагогов хватает, не снимает с повестки дня вопрос их возраста: многие директора, особенно сельских школ, обеспокоены значительным количеством среди учителей людей предпенсионного и пенсионного возраста. Согласно официальной информации, педагогов, перешагнувших отметку пенсионного возраста, не так много - 3324 человека, что составляет около 12,5 процента от общего числа учителей. Но, как показывает практика, большинство из них работают в сельских школах, где процесс "омоложения" идет тяжелее, чем в городах. Далеко не все "молодые кадры" - выпускники педагогических вузов - стремятся уйти работать в школу, и тем более, уехать в село…