В Воронеже исчезают последние трамваи

Муниципальные власти заявили, что конкурсный управляющий одного из МУПов мешает им реализовывать "полномочия по обеспечению транспортного обслуживания населения".

Чиновники обратились к губернатору и федеральным органам власти с просьбой "устранить препятствие".

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Конфликт начался еще в середине августа, когда городские власти, ссылаясь на необходимость капитальной реконструкции улицы 20-летия Октября (оживленная магистраль в центре города), взялись за демонтаж рельсов. Трамвай по этим рельсам - ввиду упадка электротранспортного хозяйства - не ходил несколько лет. Сами же рельсы являются собственностью МУП "Воронежгорэлектротранс", который находится в стадии банкротства. Конкурсный управляющий предприятия Вячеслав Рябцев прибыл на место проведения работ, чтобы помешать демонтажу. Перекрыл рельсы автомобилем, а потом и собственным телом - и, продемонстрировав соответствующее решение арбитражного суда, потребовал приостановить самоуправство. Тем не менее городские власти работы продолжили, заявив, что рельсы (часть конкурсной массы "Горэлектротранса") управляющий может получить на складе - предварительно заплатив за демонтаж и хранение.

Земля раздора

Тогда же в мэрии осторожно озвучили мысль: экстренный демонтаж путей понадобился для того, чтобы предотвратить регистрацию, а впоследствии и продажу земли под рельсами.

 Ссылаясь на необходимость капитальной реконструкции улицы, власти приняли решение убрать трамвайные пути

Однако на последнем заседании городской Думы предположение о "приватизации" земли прозвучало уже открыто. Как заявил депутат Леонид Зенищев, "есть планы оформить в собственность землю под рельсами. Если это произойдет, люди проклянут мэрию вместе с Думой". По словам мэра Воронежа Сергея Колиуха, горадминистрация предпринимает все меры, чтобы не допустить такого развития событий: "Мы обратились с заявлением в арбитражный суд, вопрос о рельсах рассматривался на совещании в прокуратуре и на совете безопасности при губернаторе". Более того, с подачи мэрии народные избранники приняли обращение к губернатору, федеральному инспектору в Воронежской области, а также в надзорные органы. Суть "челобитной": конкурсный управляющий Вячеслав Рябцев мешает органам местного самоуправления заниматься своей непосредственной обязанностью - организовывать нормальное транспортное обслуживание населения. А именно: "препятствует проведению реконструкции проезжей части улицы - с целью регистрации рельсового полотна в качестве объекта недвижимости и прав на земельный участок под ним, что является грубейшим нарушением законодательства. Также Рябцевым начата судебная тяжба, которая на длительное время приостановит мероприятия по благоустройству улицы 20-летия Октября".

Возникает вопрос: под какие цели потенциальный собственник сможет использовать многокилометровый кусок земли аккурат посредине проезжей части? Торговые ряды, так же как и автостоянку, здесь не построишь. Но, по мнению спикера гордумы Александра Шипулина, переход земли в частные руки может привести к ситуации, когда муниципалитет будут шантажировать: мол, выкупите "узкоколейку" по нашей цене или никакой реконструкции магистрали не будет.

Вот и приехали

Впрочем, у этого конфликта есть и другая сторона медали. Многие воронежцы уверены: демонтаж рельсов означает бесславный конец воронежского трамвая. За последние несколько лет электротранспортное хозяйство пришло в упадок: депо пустили с молотка, а трамваев и троллейбусов осталось меньше 80 - да и те сильно изношены. Железные пути отступали под натиском автомобилизации - исчезли с Московского и Ленинского проспектов, с улиц Плехановской, Ворошилова и других.

По мнению председателя общественного движения "Воронежцы за трамвай" Романа Васильева, ликвидация трамвайных путей на улице 20-летия Октября означает, что современный легкорельсовый транспорт уже никогда не появится в Левобережном районе: "Эти пути - единственные, связывающие юго-восток города с центром Воронежа. Учитывая то, какими темпами обостряется транспортная ситуация на дорогах, уже через два-три года скоростной трамвай станет единственным видом транспорта, который способен, минуя пробки, вывозить жителей Левобережья. Самое время задаться вопросом: неужели для того и строились пути на Левый берег и грандиозный пешеходный переход с отдельным выходом на трамвайную остановку у цирка, чтобы однажды чиновники приняли решение о ликвидации трамвая?.."

Мнения

Вадим Клецов, председатель транспортной комиссии городской думы:

- Сегодня, наверное, не совсем подходящий момент, чтобы говорить о сохранении трамвая, - это не под силу городскому бюджету. Целесообразнее сосредоточить усилия на развитии троллейбуса.

Галина Кудрявцева, депутат городской думы:

- Трамвай - самый экологически чистый и экономически выгодный вид пассажирского транспорта, и его ни в коем случае нельзя терять. Уберем трамвайные линии, но кардинально ситуацию на дорогах не изменим и от пробок не избавимся, потому что люди покупают все больше и больше автомобилей. А вообще это очень грустно: из больших городов, где в советское время существовал трамвай, он не сохранился только в двух - в Грозном и Воронеже.

Кстати

Мэрия презентовала концепцию развития пассажирского транспорта в Воронеже. Согласно планам властей, будет закуплено около 250 троллейбусов и 200 автобусов, решение оптимизировать сеть маршрутов и ужесточить условия допуска на них подвижного состава. В концепции нет ни слова про трамвай: по словам городских властей, на возрождение этого вида электротранспорта требуется более трех миллиардов рублей - сумма неподъемная для городского бюджета, фактически - третья ее часть.