Каждая четвертая автоавария на Ставрополье происходит в том числе из-за плохого асфальтового покрытия, отсутствия разметки, недостаточного освещения, не-удовлетворительного состояния обочин. В Кабардино-Балкарии цифра и того выше - более 38 процентов ДТП от общего их количества. Кто виноват и что делать в этой ситуации, выяснял корреспондент "РГ".
То яма, то канава
Большинство региональных трасс Северного Кавказа спроектированы и построены по техническим требованиям 1960-х годов. Тогда асфальтное полотно толщиной 40 - 60 сантиметров было рассчитано на автомобили весом до десяти тонн. Современные восьмидесятитонные самосвалы быстро разрушают такое покрытие. Дорожникам каждый год приходится усиливать подошву асфальта, заделывать дыры. А вот строить новые современные магистрали с иными прочностными характеристиками очень дорого, в копеечку обходится и их содержание. По словам главного инженера ГУ "Управление автомобильных дорог" министерства транспорта, связи и дорожного хозяйства КБР Ахмата Узденова, на многих трассах республики все межремонтные сроки превышены в несколько раз.
- В связи с тяжелым финансовым положением в девяностые годы прошлого века дорожная сеть частично пришла в негодность, - рассказывает Ахмат Узденов. - В Кабардино-Балкарии около трех тысяч километров асфальтовых трасс, из них 35 процентов не соответствуют требованиям по безопасности.
В соседней Карачаево-Черкесии требуют замены около 80 процентов светофоров, а также половина дорожных знаков. Как сообщили в пресс-службе республиканского МВД, эти факторы способствуют росту аварийности на дорогах. За шесть месяцев этого года в КЧР произошло 243 аварии, в которых погибли 45 человек и 369 получили ранения.
- Наиболее аварийными участками являются трассы Черкесск - Пятигорск, Черкесск - Карачаевск, Черкесск - Хабез, - уточнила руководитель пресс-службы МВД КЧР Фатима Карданова. - Самая тяжелая ситуация на пятнадцатикилометровой трассе Черкесск - Усть-Джегута, где за последние десять лет в ДТП погибли более полутора тысяч человек. Ее отремонтировали, но аварий там меньше не стало - по новому асфальту стали гонять лихачи, а хулиганы регулярно сбивают дорожные знаки.
Есть роковые шоссе и на Ставрополье. К примеру, от Невинномысска до краевого центра. По словам специалиста управления Северо-Кавказских автомобильных дорог Андрея Лободы, этот отрезок является наиболее поврежденным участком федеральной магистрали. Виной тому большегрузные автомобили, разбивающие асфальт. Эти машины возят инертные материалы из близлежащих карьеров - щебенку, окол, гравий.
Рейс с довеском
На рынке грузоперевозок сейчас большая конкуренция. Поэтому многие фирмы, стремясь заработать как можно больше, согласны везти практически что угодно и куда угодно. Отправитель, затаривая машину "с верхом", зарабатывает немалые деньги, а водители - проблемы на постах весового контроля.
- Ситуация изменится только в том случае, если по закону за перегруз будет отвечать именно грузоотправитель, - уверен дальнобойщик Виктор Тамарин из Ставрополя. - Сейчас же за это наказывают нас. И довольно сурово, вплоть до лишения прав. Ну а если я откажусь вести набитую под завязку машину, то мне быстро найдут замену. Безработных водителей очень много.
Знаки ограничения нагрузки на ось установлены практически по всем дорогам. Однако многие предпочитают их не замечать. Для борьбы с "тяжеловозами" на Ставрополье работают шесть постов весового контроля (ПКВ). Три из них - стационарные и находятся на въездах в край из сопредельных республик, еще три - передвижные, сделанные на базе автомобилей "Газель".
- У нас разработан график дежурств постов весового контроля как по федеральным, так и по территориальным дорогам, - рассказал начальник отдела дорожной инспекции и организации движения управления ГИБДД ГУВД СК Евгений Чижов. - Стараемся перекрывать самые насыщенные транспортом трассы. За восемь прошедших месяцев в крае выявлено 824 нарушения, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Конечно, шесть ПВК для Ставрополья мало, но в соседних Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии их нет вообще. В КЧР местное МВД неоднократно выходило в правительство республики с предложением приобрести несколько подобных постов, но их просьбы до сих пор не услышаны.
Вместе с тем федеральными властями уже принято решение о реконструкции федеральной дороги "Кавказ" и превращении ее в трассу первой категории. Она нужна для создания полноценных транспортных коридоров между югом России и странами Закавказья. Возобновилось и строительство новых магистралей. В Ставропольском крае активно ведется сооружение новой подъездной дороги к Ставрополю. Гора, по которой проложен ныне действующий подъезд, "ползет". Соответственно разрушается и трасса. Строящаяся вокруг опасного участка объездная магистраль решит эту проблему. По обещаниям дорожников она будет введена в эксплуатацию к 2009 году. Одновременно строятся объезды вокруг Нальчика и Владикавказа. Последняя трасса - с выходом на Военно-Грузинскую дорогу. Кроме того, в скором времени начнется строительство объезда города Беслана в Северной Осетии.
Абдурахман Эристаев, заместитель начальника УГИБДД МВД по КБР, полковник милиции:
- В понятие "неудовлетворительные дорожные условия", сопутствующие дорожно-транспортному происшествию, включены более двадцати пунктов. Это неровное скользкое покрытие, отсутствие освещения, неудовлетворительное состояние обочин, выбоины, отсутствие дорожных знаков или ограждений и так далее. Инспекторы ГИБДД, выезжая на происшествия, обязаны эти условия отмечать в протоколе места осмотра. При их наличии мы непременно выдаем предписания владельцам дорог для их устранения. Хозяева разбитого автотранспорта, если авария случилась из-за неудовлетворительных дорожных условий, вправе потребовать с дорожников возмещения ущерба. На место ДТП надо обязательно вызывать представителя дорожного хозяйства, обслуживающего данную магистраль, и в его присутствии составить акт, даже произвольной формы. Или же в присутствии понятых заактировать выявленные недостатки и потом через суд обращаться за компенсациями.