Координационный совет по пограничной политике при администрации Смоленской области предложил создать полноценную таможенную инфраструктуру на российско-белорусской границе.
Через смоленский участок границы в Россию попадает около трети всех грузов. На территории региона семь пунктов пропуска автомобилей: три - федеральные, остальные - региональные. За последние семь лет поток транспортных средств увеличился в три раза и достиг 1,4 миллиона единиц в год. В первом полугодии нынешнего года через границу Смоленской области и Республики Беларусь прошло 780 тысяч машин, что примерно на 20 процентов больше, чем годом раньше. Пункт пропуска "Красная горка" на магистрали Москва - Минск является самым загруженным в России - ежедневно через него проходит свыше 3000 большегрузных машин. Из-за низкой пропускной способности пограничной инфраструктуры в пиковые дни недели там образуются очереди из 300-500 автомобилей, длиной свыше 10 километров, а вынужденная задержка в пути порой достигает 8-10 часов.
- В текущем году выявлено свыше 12 тысяч нарушений установленного порядка международных перевозок, причем лишь в 2,2 тысячи случаев виноваты российские автоперевозчики, в остальных - иностранцы, - обосновывает необходимость транспортного контроля начальник областного управления автодорожного надзора Иван Кутенков. - К административной ответственности привлечено около 8 тысяч водителей, в федеральный бюджет перечислено свыше 7 миллионов рублей штрафов, 4 тысячам транспортных средств запрещен въезд на территорию России.
В прошлом году было принято решение о реконструкции пункта пропуска "Красная горка" и соответствующего участка магистрали М1. Главной задачей проекта стоимостью около 650 миллионов рублей является увеличение числа полос с четырех до девяти с выделением отдельных полос для большегрузного транспорта, подлежащего контролю, создание стоянок, удобной зоны придорожного сервиса. Проект готов и уже передан на государственную экспертизу. Работы планируется начать в этом году и закончить в 2010-м. Проблема заключается в том, что развитие таможенной инфраструктуры в этом проекте не подразумевается. Существующая рассчитана на вдвое меньший объем подлежащих контролю транспортных средств, чем есть в действительности.
В прошлом году вопрос о выделении средств на модернизацию пунктов таможенного контроля на границе России и Белоруссии был практически решен, но в июне 2008 года коллегия Таможенного комитета Союзного государства приняла постановление о переносе пунктов таможенного контроля на внешнюю границу Союза. Когда это произойдет - неизвестно. Реконструкция пункта пропуска "Красная горка", таким образом, окажется неполноценной и не решит проблему многочасовых простоев автомобилей: транспортный контроль наладится, а таможенный останется в своем нынешнем "неприглядном виде". Координационный совет по пограничной политике при администрации Смоленской области принял решение обратиться в Правительство РФ с предложением привести пункты пропуска в Смоленской области в соответствие с требованиями, предъявляемыми к подобным объектам на Государственной границе России.
Сергей Антуфьев, губернатор Смоленской области:
- У нас до сих пор нет единого таможенного пространства, очень разнится законодательство, в результате чего на границе России и Белоруссии складывается эклектичная картина - то ли есть граница, то ли ее нет. Убежден, что перенести таможенный контроль на внешнюю границу Союзного государства пока невозможно. Пришел груз в Брест, указана страна назначения - Белоруссия. Таможенный контроль осуществлен в соответствии с белорусским законодательством. У нас с Белоруссией 530 километров неохраняемой границы, в результате чего этот груз может беспрепятственно оказаться в России - в нарушение таможенного законодательства нашей страны. Таких фактов сейчас предостаточно. Я считаю, что, пока существуют два суверенных государства, пока нет единого таможенного пространства, посты на границе России и Белоруссии должны существовать.