На Олимпиаде в Лондоне англичане будут рассчитывать на Джермина Мэйсона

Это одна из главных сенсаций Олимпиады: еще за несколько дней до финиша команда Соединенного Королевства шла третьей. И если бы не традиционно героический российский рывок на финише, быть бы бриттам в тройке мировых лидеров.

Уж не знаю, понимала ли победительница 10-километрового плавательного марафона Лариса Ильченко, какое великое дело она совершила, обойдя на самых последних метрах двух колотивших ее вовсю англичанок. Ведь мы отдавали "свое" запланированное "золото" именно основному сопернику по командному зачету.

В Пекине именно китайское первое место и британское четвертое считали наряду с 8 золотыми пловца Фелпса и тремя мировыми рекордами спринтера Болта главными сенсациями этих Игр.

Самое удивительное: англичане на такой грандиозный прорыв не настраивались. Руководитель Олимпийской ассоциации Великобритании Колинн Монихан, общаясь с журналистами в первую, уже удачную для его команды, неделю Игр, был полон осторожного оптимизма. На наши вопросы отвечал крайне сдержанно. Называл сегодняшние успехи фантастическими. Предсказывал: к Олимпиаде-2012 в Лондоне мы постараемся сделать все, чтобы занять у себя дома четвертое командное место. Понимаете? Четвертое и в 2012 году. Но уже вскоре Великобритания завоевала столько же медалей, сколько за все Игры-2004 в Афинах. "Мы приехали в Пекин хорошо подготовленными. Наша программа принесла плоды", - объяснял нам Монихан.

Что за программа? Какие плоды? Раньше о долгосрочных английских планах по развитию большого спорта слышно что-то не было.

И вот в руки ко мне попадает действительно таблица с интереснейшими цифрами. Оказывается, последний раз сборная Великобритании выступала на Олимпиадах так успешно 88 лет назад. Провал в Атланте-96, когда на острова была привезена лишь одна золотая медаль, добытая на гребном канале, заставил принять так называемую "Программу-пьедестал". Англичане совсем не хотели оставаться на непочетном 36-м месте в общем зачете. Благодаря "Программе" все атлеты, имевшие хоть малейшие шансы на медали, начали поддерживаться - и весьма серьезно - материально. С каждой новой Олимпиадой сумма вкладываемых в "Пьедестал" денег увеличивалась на 20 миллионов фунтов стерлингов (примерно 40 млн долларов). К Играм-2012 в родном Лондоне на "подиум" выложат 160 млн фунтов.

Но это только орешки. 100 миллионов удалось привлечь от частных спонсоров. 200 - от государства. К Лондону сумма вклада составит уже 400 млн, а по некоторым планам и полмиллиарда. Гордон Браун, правда, еще не добравшись до резиденции премьера на Даунинг-Стрит, обещал, что к 2012 году его олимпийцы получат даже 600 млн.

Очень помогает общенациональная спортивная лотерея. Ее запустили, раскручивая идею о помощи родному спорту. Англичане откликнулись - примерно 100 млн выручки от продажи билетов пойдет и уже пошло на помощь спортсменам высшего класса.

А для начала начали быстренько возрождать виды спорта, где намечались хоть какие-то олимпийские перспективы. Гребля, велоспорт, легкая атлетика и парусный спорт были среди первых.

И спортсмены откликнулись на заботу лейбористской партии и правительства. Основные британские успехи приходятся здесь как раз на эти виды. В парус к этим Играм вбухали 22,3 млн, в греблю - аж 26. Растут цифры вклада, улучшаются результаты. И с каждым новым олимпийским циклом вклад возрастает.

"Однако это совсем не значит, что больше денег равно и большему количеству медалей, - считает один из руководителей ассоциации сэр Клив Вудворд. - Английские велосипедисты обгоняют мир, получив помощи всего на пять миллионов. И этого пока хватает. Вы можете вложить в спорт хоть миллиарды, но если они попадают в руки людей некомпетентных, то полностью обесцениваются". До чего точно сказано.

Теперь цель, которую ставят британцы к лондонской Олимпиаде-2012, все то же четвертое место, выглядит вполне достижимой или даже чересчур скромной.

Между тем

Есть у британцев и еще один прием, о котором не говорят на пресс-конференциях. Они приглашают к себе таланты из бывших колоний.

И темнокожие, в большинстве своем, спортсмены когти рвут, чтоб оправдать оказанное доверие. Оправдывают, и следует быстрая натурализация - получение гражданства. Членов сборной прикрепляют к спонсору, устраивают на работу, платят стипендию. Жизнь в Великобритании и выступление за нее приобретают особый смысл. Так гости выбиваются в настоящих граждан - в люди.

Так от Джермина Мэйсона не ждали второго места в прыжках в высоту. Установить личный рекорд, прыгнув на 2.34, мог только спортсмен отлично подготовленный. Имя 25-летнего прыгуна говорило мне мало что. Неожиданно легко англичанин согласился на беседу. Английский его был так необычен, что я, дабы не упустить чего-нибудь, записал все на диктофон.

Российская газета: Вы ожидали такой удачи - второе место после нашего Андрея Сильнова?

Джермин Мэйсон: Да. Ожидал. Я ее готовил.

РГ: Каким образом?

Мэйсон: Да целые дни напролет. Сюрприз для всех, но не для меня. Я же настоящий спортсмен. Это моя работа.

РГ: И где работаете?

Мэйсон: Сейчас в Лондоне.

РГ: А раньше?

Мэйсон: Родился в Кингстоне. На Ямайке. Но перебрался в Англию. Тут для спортсменов лучше, хотя Ямайка - моя родина и я ее очень люблю. Но теперь выступаю за Великобританию.

РГ: Довольны?

Мэйсон: Очень и очень. Это первая в Пекине английская медаль в легкой атлетике. Жизнь наладилась. Если так пойдет, то моя работа продолжится и до Олимпиады 2012 года в Лондоне. Еще четыре хороших года.

РГ: Желаю вам продержаться. А вы с нашими ребятами Сильновым, Рыбаковым знакомы? Дружите?

Мэйсон: Да, общаемся. Дружим? Нет. У нас ровные отношения. Андрей говорит по-английски, иногда общаемся. Они заставили меня как следует понервничать в секторе. Да и мне нужно выигрывать. Мы же боремся за место под солнцем.

Кажется, себе место под солнцем мой новый темнокожий знакомый забронировал прочно. Под солнцем этим - теперь не таким ярким, как на его родной Ямайке...